AMP18+

Ямал

/

Интервью

/

«Я поселюсь на берегу Полуя и напишу повесть» Блиц-интервью с вице-спикером заксобрания Ямала Сергеем Харючи, который уходит в досрочную отставку (ФОТО)

Сергей Харючи, аксакал ямальской политики, вице-спикер заксобрания автономного округа, слагает полномочия. О своём уходе он заявит в среду, 4 апреля, рамках внеочередного заседания окружной думы. Сегодня же пройдёт банкет для коллег. Сергей Харючи избрался в 2015 году и получил пост заместителя председателя заксобрания. До этого он несколько созывов подряд возглавлял законодательный орган. Он известен также как защитник прав аборигенов, долгое время возглавлявший организацию КМНС и представляющий интересы коренных жителей на разных уровнях, в том числе и на международном. В августе 2017 года он был избран председателем международной организации «Оленеводы мира».

– Сергей Николаевич, скажите, пожалуйста, действительно ли вы приняли решение об уходе из политики?

– Есть такой грех. Сегодня планирую сдать мандат. Были планы доработать до конца созыва, но жизнь вносит свои коррективы. Пусть дальше молодые работают, я всё, что мог, сделал сполна.

– Мандат станет вакантным, будут довыборы?

– Да, конечно, осталось ещё половина срока работы этого созыва. В сентябре будут выбирать нового депутата. Надеюсь, что изберут молодого, умного, грамотного человека, юридическим образованием. Сегодня много таких ребят.

– Сергей Николаевич, вы же занимаете пост вице-спикера в заксобрании Ямала. Новый зампред будет назначен?

– Скорее всего, определятся уже после осенних выборов (сейчас в окружном Заксобрании три вице-спикера, после ухода Сергея Харючи останется два – прим.ред).

– Куда вы уходите?

– Во всяком случае, я на печке не буду лежать, мухомор и трубку курить (смеётся). Буду другими добрыми делами заниматься.

А работу в сфере защиты прав коренных народов вы продолжите?

– Коль я здесь живу и не собираюсь никуда уезжать, проблемами коренных народов и старожилов я занимался, занимаюсь и буду заниматься, пока хожу и пока не споткнусь.

– Должность у вас будет официальная? Может быть, планируете перейти в правительство?

– Что-нибудь придумаем, я думаю, связанное с оленеводством. Есть намерения создать Центр российского оленеводства в Салехарде. Это доброе дело. Давно я хотел этого. Пока по другим направлениям работал, я этого хотел всегда, и коллегам говорил, но, видимо, у них не получалось. Теперь я сам могу этим заняться спокойно. Наверное, ближе к осени станут понятны перспективы.

– Чем он будет заниматься, этот центр?

– Это и вопросы производства пантокринной продукции, и подкормки оленей. Хотелось бы организовать производство здесь, на месте, а не привозить то, что пригодно только для крупного рогатого скота. У оленя всё же другая биологическая и анатомическая структура, поэтому нужно придумать и создать корм, близкий к привычной пище животных (на Ямале олени питаются ягелем, здесь развито тундровое оленеводство, – прим. ред.).

– Сергей Николаевич, как вы считаете, на ваше место должен прийти человек также из числа коренных жителей?

– Уверен, что так оно и будет, потому что Ямальский и Тазовский районы – это ненецкие районы, оленеводческие районы (Сергей Харючи избирался по Тазовскому одномандатному избирательному округу, – прим. ред.). Это аграрные районы. Поэтому сам Бог велел избирать из представителей молодёжи коренных народов. Это самый большой избирательный округ, труднодоступный. Но при этом перспективный. Тазовский и Ямальский районы – это практически половина территории ЯНАО. Здесь живёт основное поголовье не только ЯНАО, но и всей России – одна треть животных. Где-то 750 тысяч голов.

– Им сейчас нелегко. Пришли известия о новом падеже в Ямальском районе.

– Зима была тёплая, все подтаяло, а март месяц весь холодный. Телята умирают (олени не могут достать корм из-под образовавшейся корки льда, – прим. ред.). Но жизнь оленевода связана с экстримом, мои соплеменники ещё и не такое переживали. Сегодня возможностей у государства много. Вокруг нефтегазовый комплекс. Поэтому мужиков в беде не оставят, есть возможность помочь. Это было всегда – помочь соседу, попавшему в беду. Вот почему ненцы выжили. Этому правилу должны все следовать. Ну, и власть должна эти вопросы регулировать.

– Вы остаётесь в Салехарде?

– Я на веки вечные здесь. Домик даже построил на высоком берегу Полуя (правый приток Оби, – прим. ред.). Когда совсем угомонюсь, буду сидеть, трубку курить и писать повести, и она будет называться «Старик и Полуй» (смеётся, – прим. ред.). В современной истории один человек ушёл из большой власти – Борис Николаевич. Я сегодня на трибуну выйду и скажу: работайте без меня, молодые ребята. Главное, чтобы человек, который изберётся, чтобы он искренне желал помочь своим землякам, а если только ради корыстной цели – мандат получить, свои амбиции удовлетворять – тогда не надо, ребята, такого.

Салехард, служба информации

© 2018, РИА «Новый День»

В рубриках

Ямал, Интервью, Урал, Интервью, Общество, Политика, Россия, Фоторепортаж,