Президент Якутии хочет без скандала уйти в отставку, а потом переизбраться «Федеральная» версия событий опирается на срыв «северного завоза»
Москва, Якутск, Декабрь 23 (Новый Регион, Иван Рыжов) – Пока срыв «северного завоза» не привел к катастрофе сразу в нескольких районах Якутии, глава республики Егор Борисов озаботился своей собственной судьбой и пытается решить вопрос своего «политического будущего». А именно, планирует по-тихому уйти в «исполняющие обязанности», а осенью будущего года – пойти на выборы.
На эту тему агентство «Якутия. Инфо» подробно, но без комментариев цитирует сегодня «Новую газету»:
«В последние недели одним из самых упоминаемых регионов России стала Республика Саха (Якутия). И это не простая случайность… По данным «НГ», глава самого большого и одного из самых проблемных регионов страны Егор Борисов встретится с Владимиром Путиным для обсуждения вопроса о своей отставке. Как сообщают наши источники в администрации президента, Борисов намерен пойти на осенние выборы в статусе и.о. президента. Однако этому может помешать срыв «северного завоза», который пока не привел к гуманитарной катастрофе благодаря своевременному вмешательству федерального центра.
Когда правительство представило проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», один из дальневосточных чиновников, по словам сотрудника президентской администрации, иронизировал: «Пускай вырежут на карте Сибирь и наложат на Европу – краев и видно-то не будет. С ними договариваются? А мы чем хуже?»
Имя этого чиновника он не называет, лишь обращая внимание на Республику Саха (Якутия) – богатейшую ресурсную базу России (по данным Росстата, последний пересчитанный минерально-сырьевой потенциал республики превышает 80 триллионов рублей), на которую приходится значительная доля в общей структуре добычи полезных ископаемых в Дальневосточном федеральном округе – более 30%.
ФЦП, которая вступит в силу 1 января 2014 года, предусматривает реализацию в ближайшие пять лет ряда инфраструктурных проектов, в числе которых – реконструкция аэропортов «Чокурдах», «Нюрба» и «Нерюнгри», строительство шести судов класса «река – море» для обеспечения топливно-энергетическими ресурсами арктических районов, а также нескольких автомобильных дорог. Развитие Южной Якутии вовсе станет основной задачей федерального центра в регионе после прошедшего саммита АТЭС: в числе стратегических проектов – создание Южно-Якутского энергетического комплекса с использованием гидроэнергетического потенциала рек Тимтон, Учур, Алдан и Олекма, увеличение добычи углей Нерюнгринской группы, освоение Эльгинского месторождения, увеличение мощности ТЭС, а также строительство новой на углях Эльгинского месторождения
Объем финансирования программных проектов, согласно последней редакции ФЦП, составит 44,7 млрд рублей, из которых 38,3 млрд даст федеральный бюджет. Однако команду Егора Борисова, которая планирует освоить эти средства, могут подвести события минувшей осени.
Расположенная в арктической пустыне, тундре, лесотундре и тайге, Якутия считается экстремальным регионом – температура зимой тут достигает -70 градусов, а летом может, напротив, подняться до +40. Основной проблемой здесь считается доставка воздушным и речным транспортом грузов с продуктами питания и горюче-смазочными материалами, которыми обеспечивают жителей арктических районов…
Это, безусловно, накладно для бюджета – доля транспортных издержек превышает 40% от себестоимости. В условиях короткой навигации на Северном морском пути и речном транспорте срок доставки грузов потребителям в некоторых районах составляет более года.
Ежегодные расходы на «северный завоз» бюджетных учреждений, подведомственных правительству Якутии, превышают 10 млрд рублей, а общие потери российской экономики в связи с неразвитостью транспортной инфраструктуры региона – 18 млрд.
Основным подрядчиком по реализации «северного завоза» в Якутии в последние годы было ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ОАО ЛОРП), подконтрольное Росимуществу и якутской администрации (величина их пакетов – по 30% акций). Согласно отчетности компании по РСБУ, выручка ОАО ЛОРП в 2012 году составила 3,1 млрд рублей, чистая прибыль – 46 млн.
ОАО ЛОРП выиграло государственные контракты на навигацию и в нынешнем году – всего для нужд ряда районов компании по реке Индигирка судами планировалось доставить 53,9 тыс. тонн грузов (уголь, нефть, газоконденсат, нефтепродукты, продукты питания, стройматериалы, сельхозпродукция). Однако в результате фактически было завезено 18,7 тыс. тонн, что составляло 34,8% от плана. Как так получилось?
В начале осени часть теплоходов ОАО ЛОРП в рамках государственного контракта, заключенного с ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», застряла на реке Индигирка.
Это был один из этапов многоступенчатой доставки грузов в заполярные уголки Якутии. Сначала провизия пришла на железнодорожную станцию города Усть-Кут в Иркутской области, затем сплавлялась вниз по всей длине реки Лена до поселка Тикси, а потом по Северному морскому пути – до рек Анабар, Яна, Колыма и Индигирка. Уровень воды на Индигирке в период навигации составлял менее метра, поэтому теплоходы были вынуждены разгрузиться почти на тысячу километров западнее – в устье Яны, а затем успешно вмерзли в лед. Некоторые из них стоят там до сих пор.
Как только новость о срыве поставок в Якутии дошла до Москвы, обеспечение региона взяли на себя МЧС и Минобороны, доставлявшие продукцию по воздуху. Правда, поскольку «спасательная» операция была рассчитана на длительное время, рынок Якутии успел отреагировать на возникший дефицит продукции – розничные магазины подняли цены на крупы, хлеб и молочные продукты. Интернет изобиловал фотоснимками прилавков, на которых можно было увидеть, что литр молока стоит 137 рублей, килограмм картошки – 180 рублей, а одно яйцо – 16 рублей, а в Youtube даже были опубликованы ролики, где граждане дерутся за последнюю буханку хлеба.
Потери от неудавшейся навигации, как впоследствии отчиталась Генпрокуратура, составили около миллиарда рублей. Но кто понес за это ответственность?
Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета в октябре возбудило уголовное дело по факту халатности в отношении руководства ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей». По версии следствия, администрация Ленского бассейна не в полном объеме провела дноуглубительные работы на реке («вместо запланированных 654 тыс. кубометров извлечено 433,62 тыс. кубометров грунта»).
Именно по вине администрации на мелководье встали 32 грузовых судна, подтвердили вскоре в Генпрокуратуре: надзорным ведомством было выявлено более 200 нарушений при организации поставок.
Впрочем, о том, что успех Северного завоза может оказаться под вопросом, косвенно свидетельствует отчетность ОАО ЛОРП за 2012 год: в числе объективных факторов, которые могли повлиять на финансовый результат предприятия в 2013 году, указывалось в том числе отсутствие гарантированных глубин на реке Яна и Индигирка, послуживших причиной изменения схем доставки грузов, длительных простоев в ожидании судоходной обстановки.
ОАО ЛОРП, напомним, контролируется республиканским правительством, а предправления компании является руководитель администрации президента Якутии».
© 2013, «Новый Регион – Якутия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».