Для полиэтнических школ, в частности, сегодня отсутствует четко проработанная технология повышения результатов. И в каждом случае мы ищем индивидуальный подход. Мы оплачиваем учителям курсы по русскому языку как неродному, вводим в таких школах дополнительные ставки психологов, социальных педагогов, логопедов – потому что таких детей-инофонов надо вести не только с точки зрения учебы, но и адаптации. И в таких школах очень мощная воспитательная составляющая. Это чувствуется, когда мы приезжаем в такие школы. Там дети всегда хорошо одеты, у них вообще сформулировано понятие делового стиля. Они всегда уважительно относятся к взрослым, всегда и со всеми здороваются. В таких школах дружные музыкальные и танцевальные коллективы. Это, в том числе, обусловлено национальными культурными особенностями. И школы умеют превращать свои минусы – в плюсы. Показывают сильные стороны.
Из 16 школ-участниц «Эффективной школы» – семь по итогам учебного года дали положительный результат: повысилась успеваемость, лучше стали результаты ЕГЭ, не было повторных привлечений детей за преступления. Я считаю, что эффект от проекта есть. И мы продолжаем в этом году: 7 школ с положительной динамикой теперь выступают как наставники для других образовательных учреждений.