российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 28 апреля 2024, 11:37 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
«Нянечкина зарплата» осложнит принятие бюджета-2014 Муниципалитеты получат новые обязательства на сумму то ли 9, то ли 5 млрд. рублей

Еще никогда бюджетный процесс на Среднем Урале не был таким «рваным» и хаотичным, как в этот год. Часть вины за это лежит на федеральном Минфине, впопыхах спускающем в регионы новые «вводные». Но и с ведомства Галины Кулаченко депутатский корпус не желает снимать ответственности. Так, министра финансов заподозрили в нарушении Бюджетного кодекса – якобы г-жа Кулаченко пытается утвердить закон о бюджете, законодательно не перераспределив финансовые полномочия между субъектом и муниципалитетами. Депутаты утверждают, схема эта незаконна. Подробности – в материале «Нового Региона».

Как уже сообщалось, накануне проект бюджета Свердловской области на 2014 год был принят в первом чтении. Обсуждение в Заксобрании тянулось два с лишним часа, в течение которых, как всем казалось, были обозначены самые «болевые» точки документа. При этом окончательную «рихтовку» проблемного во всех смыслах бюджета-2014 решили отложить до согласительных комиссий – они должны пройти в течение этой недели. Еще вчера это обстоятельство порождало вопросы – как можно утверждать в ЗакСо бюджет, когда статьи не являются окончательно сбалансированными, а ГРБС и муниципалитеты до сих пор не знают, какими суммами им придется оперировать в следующем году?

При этом уже сегодня стали известны более интересные подробности явных и удивительных особенностей бюджета образца 2014 года. На эти особенности – странную спешку и хаотичность в верстке главного финансового документа еще на минувшей неделе обращали внимание в ходе одного из «круглых столов». Более того – спешка, похоже, вылилась в сознательно-вынужденное нарушение со стороны регионального Минфина.

Как рассказали «Новому Региону» сразу несколько ГРБС (люди просят не называть их фамилии, прим. НР), в действиях Минфина (ну, или министра Галины Кулаченко) может быть усмотрено нарушение законодательства. По словам собеседников агентства, еще до принятия бюджета-2014 в первом чтении следовало внести изменения в один из областных законов. Этот документ декларирует распределение полномочий между субъектом – т.е. Свердловской областью и муниципалитетами по выплате зарплат работникам школьных и дошкольных учреждений. «Только после перераспределения этих полномочий – дело в том, что с 1 января будущего года выплату зарплат, например, нянечкам в детсадах – т.е. не педагогическому персоналу – хотят переложить на плечи муниципалов. Но законодательно эти новые полномочия пока нигде не прописаны. Так вот – сначала надо было внести поправки в нормативную базу, а уже потом выносить проект бюджета на 2014 год на чтение в ЗакСо», – рассказал «Новому Региону» сотрудник одной из муниципальных администраций. – Этого сделано не было, а теперь Минфин «задним числом» пытается протащить эти поправки через комитет по бюджету. Расчет Кулаченко строится на то, что эти изменения удастся утвердить 26 ноября на очередном заседании ЗакСо».

При этом официально убедиться, что заявление про «протаскивание» Минфином поправок уже в ходе бюджетного процесса соответствует действительности – оказалось легко. Как рассказала сегодня «Новому Региону» член бюджетного комитета ЗакСо, лидер фракции «ЕР» Елена Чечунова, вопрос о том, кому придется платить в будущем году зарплату вспомогательному персоналу школьных и дошкольных учреждений, пока окончательно не решен. «Мы (в бюджетном комитете) только сейчас вышли на обсуждение этих полномочий. Деньги на выполнение этих обязательств есть. Но первое и самое главное, надо понять – кто будет выплачивать эти зарплаты. Т.е. вопрос в оценке расходных полномочий. Либо это будут делать муниципалитеты их своих бюджетных средств, либо расходы будут заложены в областных субвенциях», – говорит г-жа Чечунова.

При этом депутаты не скрывают: вокруг «нянечкиных» зарплат сейчас идет серьезный, даже ожесточенный спор. Суть его проста – либо деньги придется искать муниципалам (но их нет), либо придется задействовать иные механизмы. «Я пока все точки над «i» расставить не могу. Мы только обсуждаем это. Но то, что деньги на зарплаты будут – это точно», – говорит Елена Чечунова. По ее словам, по этому направлению в рамках сферы образования уже создана отдельная рабочая группа.

При этом вопрос – сколько именно придется изыскивать денег муниципалам – пока тоже открыт. Разные центры влияния – точнее уровни власти называют разный порядок цифр. Например, в муниципалитетах утверждают, что если на них перекинут обязательства по выплате зарплат – в общей массе речь будет идти о 9 млрд. рублей, из которых – 1 млрд. рублей придется искать Екатеринбургу. При этом Елена Чечунова называет примерную цену «зарплатного» вопроса в 5 млрд. рублей.

«Область берет на себя финансирование зарплат учителям и воспитателей, а зарплаты вспомогательному персоналу и аппарату перекладывают на плечи муниципалитетов. Но это не просто – для этого нет ни финансовых полномочий, ни денег! Свердловские муниципалитеты недополучат порядка 9 млрд. рублей на зарплаты нянечкам и уборщицам», – говорят в администрации Екатеринбурга.

Кроме нежелания брать не обеспеченные средствами обязательства, есть и два других момента. Один законодательный, второй – политический. Так, муниципалы не готовы принять и понять принцип финансирования, предлагаемый Минфином. «Если в 2013 году муниципалитеты полностью финансировали все расходы по детсадам, то теперь по федеральному закону об образовании – это полномочия субъектов РФ. Но почему-то Свердловская область подходит к выполнению этого закона выборочно. Фактически создавая на свое усмотрение некие «касты». Одни будут получать зарплату из областного бюджета, а другие из местных», – говорят собеседники «Нового Региона». На их памяти, подобная система оплаты труда в школах и детсадах действовала только в нестабильные 90-е годы прошлого века. «Тогда, в том числе поэтому, часто возникали проблемы с задержками зарплаты», – говорят ветераны муниципальной службы.

Второй – политический момент – не менее серьезен. Если сейчас непонятно, кто будет платить зарплату вспомогательному персоналу, то потом будет неясно – кто будет их повышать в рамках выполнения «майских указов Путина». «Т.е. это что получается – когда у учителей и воспитателей денежные выплаты будут расти, у остальных зарплата повышаться не будет?». В этом муниципалы уже сейчас видят подвох. Ведь если у городов возникнет проблема с индексацией – региональные власти начнут обвинять в неисполнении путинских указов местное самоуправление.

В свою очередь в областном Минфине утверждают, что не обязаны были вносить до принятия бюджета никаких законодательных поправок. «Полномочия по финансовому обеспечению образования и финансированию дошкольного образования учтены федеральным законодательством (273ФЗ «Об образовании») с 1 сентября текущего года, а в части финансирования дошкольных учреждений, которое возлагается на бюджеты субъектов – через предоставление местным бюджетам соответствующих субвенций с 1 января 2014 года», – говорят в Минфине. Так что с 1 января – это будет являться обязательством региона. Там добавляют, что в соответствии с этими законами в июне был принят «Закон об образовании в Свердловской области» (78ОЗ). Им и были установлены расходные обязательства Свердловской области. Таким образом, обязательства закреплены как местным, так и федеральным законодательством еще до момента старта бюджетного процесса 2014 года, – говорят в Минфине. – Упоминаемый 37-ОЗ Федеральному закону не соответствует. В связи, с чем не может быть учтен при формировании и принятии бюджета и должен быть признан утратившим силу с 1 января 2014 года». Тем самым давая понять, что министр Кулаченко нормативных актов не нарушает.

Вместе с тем в Минфине отмечают, что этими же законами в проекте бюджета уже утверждены расходы на оплату труда обслуживающего персонала. И предоставляться они будут в дотациях местным бюджетам. «Расчет дотаций произведен МФСО в соответствии с методикой, утвержденной правительством региона. Речи о «недополучении средств» вестись не может», – уверяют в министерстве. Что несколько противоречит заявлениям членов бюджетного комитета ЗакСо: на какие бюджеты лягут многомиллиардные выплаты – не решено. То же подтверждают и в мэриях – минфиновских расчетов дотаций они и в глаза не видели.

Екатеринбург, Александр Родионов

Екатеринбург. Другие новости 13.11.13

Уральцы начали формировать «подушки безопасности» на случай кризиса. Валютные запасы и вложения в квартиры стали непопулярны. / «Куйвашев, верни наши деньги!», – с губернатора собираются спросить за ямы на дорогах. / В Екатеринбурге прошел марш слепых: в роли незрячих мог попробовать себя каждый (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках