Новый День: Здравоохранение
Я прививки не боюсь…
В Екатеринбурге, куда каждый день прилетают авиарейсы из-за рубежа, все чаще происходят случаи так называемых завозных инфекций — заболевают не только приезжие из других стран, но и местные жители, отказывающиеся от вакцинации. Чем это грозит Уралу, какие прививки надо ставить регулярно, даже если вы давно закончили школу, и сколько на самом деле летальных исходов случалось после вакцинации, рассказал главный эпидемиолог Екатеринбурга Александр Харитонов.
Часто взрослые пренебрегают вакцинацией — и речь не только о гриппе. По каким заболеваниям есть пробел?
Взрослому человеку нужно ставить не так много прививок, если он правильно прививался в рамках национального календаря в детстве. К сожалению, основная масса взрослого населения не всегда знает и помнит, что нужно, например, раз в десять лет делать прививку против дифтерии и столбняка. Не всегда и медицинские работники им своевременно об этом напоминают. Да и не все люди ходят в медицинские учреждения в постоянном режиме. Сейчас мы рекомендуем ставить еще и против коклюша, хотя в национальный календарь пока вакцинация от него не введена, но этот вариант — идеального нацкалендаря — готовится. Кроме того, если взрослый человек не привился от гепатита В, то нужно прививаться и от него. И, конечно, для нашего региона актуальны прививки против клещевого энцефалита.
Эксперты говорят, что из-за роста числа отказов от прививок вернутся заболевания, которые считаются побежденными. Это правда?
Это доказано на практике. Например, в 80-е годы прошлого века была очень серьезная кампания против вакцинации — а это всегда бывает волнами. В итоге в начале 90-х мы получили эпидемию дифтерии. Люди умирали. Это очень страшно, когда умирают от дифтерии. Я помню женщину 45 лет, которая родила после 40 — родила с большим трудом, это был ее единственный ребенок. И в 4,5 года он умер от дифтерии. Он вообще не был привит ни от чего. И женщина обвиняла всех, в первую очередь, врачей: «Почему вы меня не убедили, что нужно сделать прививку от дифтерии?» Возьмем современный период, Украина — прекрасный пример. Там более 60 тысяч заболеваний корью, более 14 случаев дифтерии на конец октября. У нас увеличилась заболеваемость коклюшем, потому что родители отказываются делать АКДС, они делают АДС — то есть без коклюшного компонента.
Все потому, что он действительно дает небольшую реакцию — с подъемом температуры и покраснением кожи. Плюс у коклюшного компонента уже к школьному возрасту немного ослабевает иммунитет, поэтому наш региональный календарь предусматривает ревакцинацию в 6-7 лет.
Эпизодические истории со вспышками кори в Екатеринбурге по той же причине?
Да, к сожалению, есть жители, не привитые против кори, — как среди детей, так и среди взрослых. А это очень заразное заболевание. В 100% случаев если не привитый человек встретился с заболевшим, он заболеет обязательно. Другого не бывает. У нас иногда болеют и привитые — этому тоже есть объяснение. С возрастом, с изменением защитных сил организма, меняется напряженность иммунитета к той или иной инфекции. К тому же порой люди не знают, делали ли они прививки, когда делали, в каком возрасте. При этом поставить диагноз «корь» четко очень сложно, поэтому у нас приняты жесткие меры по маршрутизации больных. Если у больного сыпь, температура, отслеживается этапность, то таких людей госпитализируют и проводят дифференциальную диагностику именно на исключение кори.
А как с этим бороться?
В странах ближнего зарубежья, странах Средней Азии национальные календари такие же, как у нас в России. Потому мы и предлагаем детям, которые устраиваются в садики и школы здесь, прививаться. В этом году мы сделали буклеты на четырех языках — на русском, киргизском, узбекском и таджикском — для родителей, что нужно делать прививки. Потому что не всегда они приезжают привитые, не всегда у них есть соответствующие документы. Мы имеем случаи фальсификации медицинских документов. И самое страшное, что это делают и наши родители, думая, что прививки — это вредно, что это может повлиять на здоровье ребенка.
Приведу пример — тоже ситуация зимы этого года. Семья, папа и мама, пять детей. Заболевает старшая девочка — из детей никто не привит вообще. Папа с мамой говорят, что у них семья староверов, и на предложение привить детей впервые отвечают отказом. В результате переболели все дети, кроме самого маленького. Ему ввели иммуноглобулин. Папа с мамой не заболели тоже, мы смотрели, у них напряженность иммунитета хорошая. То есть папу с мамой их родители в свое время привили против кори. А они своих детей не защитили от этой инфекции. Я считаю, что это преступление родителей против своих детей. Любое инфекционное заболевание делает отметину в нашем организме, и в последующем она скажется на здоровье.
Среди аргументов антипрививочников — случаи, которые привели к отклонениям либо смерти ребенка. Действительно есть прецеденты?
Я работаю с этой проблемой больше 40 лет и помню один летальный случай. Девочка училась в техникуме в 90-е годы в Чкаловском районе. Ей ввели клещевую томскую вакцину. И у нее оказалась непереносимость куриного белка. Каких-то других серьезных осложнений я в своей практике не помню. Потому что каждая реакция на прививку официально регистрируется на государственном уровне. И по факту таких осложнений человеку выплачивается денежное пособие, компенсация. Это очень серьезно.
Еще один аргумент заключается в том, что педиатры, отправляя на вакцинацию, как правило, не назначают каких-то дополнительных исследований, чтобы убедиться, что ребенку в данный момент можно ставить прививку, что он здоров…
В этом нет никакой необходимости абсолютно. Нынешние вакцины имеют три противопоказания. Это непереносимость куриного белка, хотя есть вакцины на перепелиных яйцах — коревая и паротитно-коревая, которые можно даже таким детям и взрослым вводить. Второе — наличие острого заболевания, может быть, инфекционного, или гипертонический криз. Третье — обострение хронического заболевания. Других противопоказаний нет. Есть показания индивидуальные — определенные схемы вакцинации применяются для ВИЧ-инфицированных, или, например, при заболеваниях ЦНС. Для этого есть иммунологические комиссии в каждой поликлинике, которые решают, когда можно тому или иному ребенку ставить прививку.
Наоборот, дети с хроническими формами заболеваний в первую очередь должны прививаться, потому что чаще всего они сильнее страдают.