российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 29 апреля 2024, 02:55 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Пять вопросов, с которыми Приднестровье входит в Новый год Авторская колонка корреспондента «Нового Региона» Андрея Моспанова

Уходящий год получился для Приднестровья нелёгким, в том числе и на внешних направлениях. Сегодня, перед тем, как пробьют куранты, мы предлагаем своим читателям подвести некоторые внешнеполитические итоги года. Он оставил нам много нерешённых вопросов. О главных из них – в авторской колонке корреспондента и обозревателя «Нового Региона» Андрея Моспанова.


1. «Вильнюс» прошёл. Что дальше?

Парафирование Молдовой соглашения об ассоциации с Европейским Союзом на ноябрьском саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе, безусловно, стало кульминацией уходящего года в нашем регионе. Помнится, как ждали «Вильнюса». «Вильнюсу» были посвящены целые конференции и круглые столы, общественность в Приднестровье выражала самые различные опасения, предлагалось даже воззвать к Богу и ударить по «Вильнюсу» крестным ходом.

Теперь закономерный вопрос – что дальше? Для Молдовы «Вильнюс», собственно говоря, продолжается. Следующий этап – подписание соглашения об ассоциации, частью которого является создание зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Оно произойдет осенью 2014 года. Ситуация, как мы помним, следующая: ЕС сохранил для Приднестровья автономные торговые преференции до конца 2015 года, после чего ему предлагается войти в ЗСТ. А если нет – то тогда появятся 10-12%-ные импортные пошлины для приднестровского экспорта.

Отсюда можно сказать, что вопрос «что дальше?» распадается на несколько подвопросов. Один из них – если мы будем терять европейский рынок, то надо будет переориентировать хотя бы часть экспорта на Восток, на страны Таможенного Союза. Как это сделать? Я многим в Приднестровье задаю этот вопрос, но более или менее ясных ответов пока мало.

Некоторые эксперты, особенно не местные, рассуждают так – да что там экспорт, это ничего, главное, что Приднестровье стремится в Евразийский Союз. А экспорт и его переориентация – это плёвое дело, мы тут, можно сказать, враз шапками закидаем, вон, дескать, посмотрите, как хорошо в Москве продаётся винно-коньячная продукция из Тирасполя.

Таким «экспертам» я посоветовал бы приколотить где-нибудь на стенке, на видном месте, простую табличку из трёх пунктов, в которых указать основные направления нынешнего экспорта товаров из Приднестровья. Напомню: Молдова – 40%, ЕС – 30%, Россия, Белоруссия и Казахстан – 20%. Ещё надо помнить, что падать приднестровской экономике дальше уже некуда. Как говорится, размышляйте, господа шапкозакидатели.


2. Протокол «Рогозин-Шевчук» – какие реальные результаты он принесёт?

Этот вопрос как раз плотно смыкается с предыдущей темой. В истории Приднестровья уже был подобный протокол – «Жуков – Смирнов» от 2006 года. Что он дал? Дипломаты, конечно, здесь могут что-то профессионально наковырять в плане «позитивных результатов», но вот спроси среднестатистического приднестровца – он может и не вспомнить, что был такой протокол. И это говорит о реальном эффекте и значении документа.

Конечно, нельзя допустить, чтобы протокол «Рогозин-Шевчук» превратился во что-нибудь подобное. А это значит, что нужна конкретика. В протоколе «Рогозин-Шевчук» её, к сожалению, не так много.

Там присутствует немало формулировок в духе «предпринять меры», «проработать механизм участия», «содействовать созданию», «способствовать обеспечению», «взаимодействовать в вопросах», «поощрять развитие», «развивать взаимодействие». Ну и так далее. Но мы-то знаем, что по-настоящему серьёзный план сотрудничества опирается на более конкретные вещи, а также на более или менее чёткие сроки исполнения. А этого нет.

Разумеется, в ответ на такие аргументы всегда можно сказать, что «протокол – это только база» и что «он будет наполняться конкретным содержанием путём подписания межведомственных соглашений». Вот 2014 год и даст нам ответ на вопрос – сколько будет этих соглашений, каковы они будут и какие плюсы принесут населению Приднестровья?

Пока сохраняется неясность в самом главном – окажет ли Россия помощь Приднестровью не только в социальной сфере, но прежде всего в развитии экономики? От этого на самом деле и будет зависеть его евразийская интеграция. Можно сколько угодно рассуждать о таинственном для приднестровцев «вторжении Созвездия Коня» и о «евразийской заре над Днестром», но если Приднестровье не найдёт своего достойного места в промышленно-производственном комплексе и на рынке стран Таможенного Союза – никакой «евразийской зари» определённо не будет.


3. Зачем нужен переговорный формат «5+2» по молдо-приднестровскому урегулированию?

Пару дней назад мой коллега Андрей Сафонов уже поднял этот вопрос, я лишь немного дополню. Формат «5+2» всем хорош – солидным, мощным составом участников, красивым антуражем, европейскими столицами и даже итоговыми телемостами. Он хорош уж тем, что «лучше десять лет переговоров, чем один день войны», как любит повторять представитель МИД России Сергей Губарев.

Но мы устали за все эти годы от существующего «статус-кво», потому хотим всё-таки более ощутимых результатов. И с этим у формата «5+2» проблемы. Как признала в ноябре министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански, застопорился даже демонтаж дряхлой канатной дороги между городами Рыбница и Резина, о котором договорились ещё в мае. Что уж тут говорить о более серьёзных вещах?

Если бы формат «5+2» был коммерческим предприятием, он бы, наверное, давно уже обанкротился. Мы видим, что основные события, которые как раз и определяют ситуацию в регионе, сегодня идут помимо него. «Вильнюс», протокол «Шевчук-Рогозин» и многое другое с переговорным форматом никак не связано. Потому есть ощущение, что и в 2014 году обычный житель Приднестровья, тот самый простой человек, ради блага которого и трудятся органы власти, будет нет-нет, да задавать вопрос – зачем эти переговоры? Для «галочки»?


4. Довольна ли Украина своим председательством в ОБСЕ и как она поведёт себя дальше?

Сама Украина на первую часть этого вопроса отвечает – да, довольна. Это официальное мнение от украинского министра иностранных дел Леонида Кожары, прозвучавшее в конце ноября. Однако есть и другое мнение – ряд влиятельных экспертов, в том числе и близких к власти в Киеве, дают понять, что Украина хотела сделать больше и могла бы добиться этого, но ей мешали. В начале 2013 года были даже такие прогнозы, что при благоприятном развитии событий Киев может предложить какой-то план молдо-приднестровского урегулирования. Но плана не случилось, и председательство завершилось вполне обыденно.

Как Киев поведет себя по отношению к Приднестровью дальше, в 2014 году, будет зависеть от многих факторов. Здесь мы переходим на более широкий контекст – отношения между Украиной и Россией, между Украиной и Евросоюзом. В уходящем году Россия переиграла европейцев в том, что касается Киева. Однако на Западе уже предупреждают – выиграна битва, но не война. Евросоюз так просто не отступит – ему нужен украинский рынок, кроме того, европейцы изо всех сил стремятся не допустить решающего усиления Евразийского союза. На кону – большая территория и почти 50 миллионов населения. В начале 2015 года – выборы президента Украины. В июне 2015 года – новый саммит «Восточного партнёрства» в Риге, где ЕС вновь попытается «дожать» Украину. В общем, там ещё всё впереди. Приднестровью нечего будет опасаться только в одном случае – если у Киева сохранятся хорошие отношения с Москвой.


5. Выйдет ли ФК «Шериф» в нынешнем году в групповой этап Лиги Чемпионов?

«Все прежние вопросы были о внешней политике и дипломатии, причём же здесь футбол?» – наверное, спросит нас читатель. На это мы скажем, что футбол сегодня – тоже дипломатия. В плане распространения знаний о Приднестровье выход тираспольской команды в групповой этап Лиги Чемпионов – это как минимум не хуже, чем документальный фильм о республике на одном из известных российских телеканалов.

В нынешнем году мы уже могли убедиться в этом на примере Лиги Европы, но Лига Чемпионов – это качественно иной уровень. И попадание тираспольского клуба в групповой раунд главного еврокубкового турнира не останется незамеченным.

Сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что «Шериф» завоюет очередное чемпионство в молдавском первенстве, а значит, попадёт в квалификацию Лиги Чемпионов. Потому пожелаем в новом году команде успехов, побед и покорения новых высот. Того же «Новый Регион» желает и своим приднестровским читателям. Пусть в наступающий год Лошади всем нам повезёт. С Новым годом!

Тирасполь, Андрей Моспанов

Тирасполь. Другие новости 30.12.13

В Приднестровье на праздники упрощена процедура пересечения границы. / Президент Приднестровья назначил своего спецпредставителя в России. И освободил от должности Моню Бергмана. / Кишинёв: Мы обсудим с Москвой тему применения российского законодательства в Приднестровье. Это предполагается сделать во время визита руководства российского МИД в Молдову. Читать дальше

© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках