■■■Пропаганда■■■■■■■■■

Публикации за 01.07.14 (Архив)

Денис Бердаков: «Каждый властный клан создает ту картину мира, которая ему выгодна» / Насколько объективна картина мира, которую рисует «Кремлевская пропаганда»?
Архив

Денис Бердаков: «Каждый властный клан создает ту картину мира, которая ему выгодна» Насколько объективна картина мира, которую рисует «Кремлевская пропаганда»?

Кыргызстан, Бишкек, Июль 01 (Новый Регион, Владимир Банников) – Каждый властный клан ведет собственную пропаганду, с помощью которой для потребителя информации рисуется та картина мира, которая ему выгодна. Такое мнение «Новому Региону-Азия» высказал бишкекский политолог Денис Бердаков в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?». По его оценке, у каждого своя правда, потому, что «правда» – это оценочное суждение.

«Для научного понимания «кремлевской пропаганды» необходимо четко знать, а что есть пропаганда и каково её системное место в структуре общества.

Любое общество состоит из ряда участников политического процесса (сейчас их принято называть акторами). Так или иначе, в системе любого социума одна часть оказывает гораздо большее влияние на все остальное общество. При аристократии – это родовая аристократия, выслужившиеся «низы», при демократии – это олигархия, а точнее – небольшие группы сверхбогатых, и как итог, сверх влиятельных людей. Меньшинство определяет культуру, основные общественно-политические дискурсы и т.д.

Обмен информацией – это базовая и системно-образующая функция любой системы, в том числе и такой сложной как общество. Как назвать это распространение информации? Можно и пропагандой, если оно достаточно сильное, систематичное и преследует какие-либо цели. Исходя из этого, понимаем, что в стране, не обладающей собственной системой донесения информации до подавляющего большинства своих граждан и формирующих некий консенсус по базовым вопросам общества, нет власти. Или центр власти находится вне этого государства. Сложно представить, скажем, Норвегию, в которой все СМИ вещают из Танзании, разные уклады и разный менталитет, культурные коды.

Пропаганда как термин имеет негативный подтекст в культуре ряда стран (в Германии, США, Британия) по причине того, что им навязывали те или иные убеждения, верования, смыслы вопреки их культуре. Всякая информация, подборка фактов, определенный дискурс, идущие вразрез с культурой и бытом народа, вызывают диссонанс и сопротивление.

Возвращаясь к понятию «Кремлевская пропаганда». Если мы полагаем, что в России есть власть как политический субъект, то непременно приходим к пониманию того, что эта власть должна формировать дискурс для большей части населения о том, что и как воспринимать. Это будет восприниматься как объективная информация для части населения. Для другой части населения страны – это может быть объективной пропагандой, если подача информации, ее подборка, коннотации, не соответствуют ее мироощущению.

Другое дело, что сама власть в России на данном историческом периоде – это группа олигархических кланов, которые делят ресурсы, рулят процессами в общем, как любая социальная фракция, стремятся к тотальной власти больших территориях. У каждой группы свои СМИ. То, что понимается под кремлевскими СМИ – это ряд госканалов, сайты, газеты, журналы, источник финансирования которых – госструктуры или олигархи, имеющие тесные связи с «группой Путина» (силовики, чиновники, олигархи). Каждый клан имеет свою пропаганду, в которой рисует перед потребителями информации ту картину мира, которая ему выгодна, и стимулирует картинкой или текстом определенное поведение: от гневных выкриков возле телевизора до массовых выступлений.

Благодаря выстроенным целям и задачам, подконтрольные СМИ этой группы задают свое видение мира, отношение к людям, процессам, явлениям.

Итак, как сейчас видно ряд подконтрольных СМИ от «Кремлевской пропаганды», по сути, служат действительно информированию населения с точки зрения традиционных ценностей российского общества. Этим объясняется то, почему Киселева и его видение мира смотрят (и воспринимают) с огромным интересом, как в российских селах, так и в высокогорных аилах Кыргызстана.

Как и любой информационный канал «Кремлевская пропаганда» старательно обходит ряд сложных моментов или подают их в обтекаемом ракурсе для страны: олигархическое, по сути, строение общества, беспредел монополий на внутренних рынках, падение экономики, перекредитованность населения, проблемы в национальной политике, отсутствие реального суверенитета страны, к примеру, в финансовой сфере. Но стоит отметить, что сейчас эти проблемы все-таки активно вытаскиваются информационными проектами, близкими к окружению Путина. Идет понимание того, что если людям не начать говорить правды, то система может пойти вразнос, и это угрожает уже личному окружению президента.

Как итог: «Кремлевская Пропаганда» все ближе подходит к рубежу национально ориентированного канала информации и мобилизации (особенно во внешней политике), чем сильнее вызывает противоречие между кланами в российском политическом классе под давлением мирового кризиса (финансового, и, по сути, парадигмального) и борьбы за ресурсы.

Пропаганда – это всегда хороший инструмент, которым можно государство, как сплотить, так и им же и развалить.

Также отмечу, что еще у каждой пропаганды существует свой язык, свои легко узнаваемые выражения с ярко выраженной эмоционально-оценочной окраской, акценты и ракурсы подачи информации. Нужно просто понаблюдать. Для одних СМИ усиление контроля государства над Центробанком РФ – это «здравая политика по укреплению финансового суверенитета», для других – «нарушение международных обязательств, откат к неэффективной нелиберальной системе усиления государства в экономике», а третьи СМИ вообще не вступают в этот дискурс.

Что можно противопоставить пропаганде?

Смотреть больше каналов информации, сопоставлять и анализировать. Но дело это сложное, затратное и по времени и по интеллектуальному труду. Ведь всякая избыточная информация для создания просто не нужна.

Если вам не нравится какой-либо канал подачи информации – переключайтесь на другой. Как показывает суровая реальность, 99% людей смотрят те каналы, которые их устраивают, читают те газеты, которые подтверждают их выводы и разделяют их мировоззрение.

А существует ли вообще сейчас такое явление, как объективная информация или, если угодно, «правда»?

Объективной информации не бывает, исходя уже даже из того, что человек – существо не столь разумное, сколько чувственное, иррациональное. Сама информация интересна и нужна людям (для ориентации в мире сложных, новых процессов, явлений) лишь с ее практичности. С точки же зрения того, насколько новые сведения помогают принимать решения каждому человеку – это индивидуально. Абстрактная информация быстро выветривается из нашего сознания, если не затронута эмоциональная составляющая.

Факт – это ничто для нашего сознания, интерпретация – вот суть того, почему мы ценим и любим получать новую информацию. Одни и те же объективные факты можно трактовать чрезвычайно полярно.

К примеру, разным людям сообщают, что объективно «в Славянске вчера было найдено 10 молодых людей со следами насильственной смерти». Одни сделают выводы, что это террористы, другие подумают, что это ополченцы, третьи заподозрят мародеров. Если же факт будет чрезвычайно не интересен для всех (к примеру расстояние между галактикой А и В), то они просто его забудут, эмоционально не «пережив» это.

У каждого своя правда, потому, что «правда» – это оценочное суждение».

© 2014, РИА «Новый Регион»

Метки

В рубриках

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
24СМИ
MarketGid
RedTram
Loading...
Flag Counter