Среда, 8 мая 2024, 15:59 мск

Cassini обнаружил атмосферу в системе колец вокруг Сатурна

Оказывается, у загадочных колец Сатурна есть собственная атмосфера.

Пролетая рядом с кольцами, Cassini обнаружил нечто необычное – отдельную от планеты атмосферу у системы колец. Состоящая в основном из молекулярного кислорода, она сильно напоминает атмосферу спутников Сатурна – Европы и Ганимеда.

Определить состав обнаруженной атмосферы оказалось под силу сложным приборам на Cassini. Это спектрометры INMS (the Ion and Neutral Mass Spectrometer), разработанные американскими и немецкими учеными, и CAPS (the Cassini Plasma Spectrometer), работу над которым проводили исследователи из США, Финляндии, Венгрии, Франции, Норвегии и Великобритании.

Кольца далекого Сатурна состоят в основном из водяного льда, смешанного с небольшим количеством пыли и камней. Несмотря на внушительный образ, они не так велики, как нам кажется. При огромном диаметре – около четверти миллиарда километров – ширина их достигает всего полтора километра. И вещества в них не так много. Если сжать кольца до получения однородного тела, его диаметр не превысит ста километров.

Хотя природа колец до сих пор неизвестна, ученые предлагают несколько теорий. Раньше они считали, что кольца образовались в то время, что и планеты, из крутящихся облаков межзвездного газа четыре миллиарда лет назад. Но, оказалось, что кольца значительно моложе. Им всего несколько сотен миллионов лет. Другая теория говорит о том, что к Сатурну слишком близко подлетела комета, которую разнесли на куски приливные силы. Возможно, на один из спутников Сатурна налетел астероид и разбил его на множество обломков, из которых образовались кольца. Не исключено, что кольца появились вместе с Сатурном, но их система оказалась неустойчивой, вещество из них уходило и опять прибывало.

– Когда вода отделяется от колец, солнечный ультрафиолет разлагает ее на водород, атомарный и молекулярный кислород в ходе процесса, называющегося фотодиссоциацией. Затем водород исчезает в глубинах космоса, а атомарный кислород и оставшаяся вода вновь замерзают. В избытке остается только молекулярный кислород, – рассказывает Эндрю Коатс из университетского колледжа Лондона.

По материалам «Известия Науки».

Наука. Другие новости 08.09.05