Понедельник, 29 апреля 2024, 06:29 мск

Астрономы: свечение в Магеллановом потоке объясняется вспышкой черной дыры

Астрономы из университета Сиднея обнаружили, что свечение в Магеллановом потоке может быть свидетельством вспышки сверхмассивной черной дыры Стрелец А* (Sagittarius A*) в центре Млечного пути. По данным ученых, эта вспышка должна была произойти около 2 млн лет назад. Исследование принято к публикации в журнале The Astrophysical Journal, на который ссылается Лента.ру.

Магеллановы потоки представляют собой тяжи межзвездного газа, соединяющие Млечный путь с сателлитными галактиками: Большим и Малым магеллановыми облаками. В 1996 году ученые обнаружили, что температура вещества в Магеллановом потоке аномально высока, что видно по его свечению. Что вызвало его разогревание, до сих пор оставалось не ясным.

Авторы нового исследования считают, что причиной свечения Магелланова потока является вспышка излучения из Стрельца А* – сверхмассивной черной дыры, которая находится в центре нашей галактики. По словам ученых, в пользу этого говорят проведенные ранее оценки энергии образованных вспышкой Стрельца А* газовых пузырей, которые в 2010 году обнаружил телескоп «Ферми». Зная энергию и температуру газа, ученые рассчитали, что вспышка должна была произойти всего 2 млн лет назад.

Падение на черную дыру вещества (звезд или межзвездного газа) сопровождается мощным излучением почти во всем электромагнитном спектре. Пока в окрестностях горизонта событий свободного вещества нет, черную дыру заметить сложно. Однако, достаточно падения небольшой звезды, чтобы они стала самым ярким объектом в галактике.

По прогнозам астрономов, центральная черная дыра в Млечном пути в конце 2013 года начнет поглощать направляющееся к нему газопылевое облако. Излучение Стрельца А*, которое станет результатом поглощения, будет наблюдаться в течение 20-40 лет.

Сидней, Федор Коротков