Пятница, 26 апреля 2024, 15:04 мск

Американские ученые объявили о прорыве в поиске лечения СПИДа

Ученые из Темпльского университета (США) впервые вырезали у живого организма сегмент ДНК вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Ранее такие эксперименты проводили только с неживыми организмами. На сей раз молекулярным биологам удалось «вырезать» ВИЧ из генома зараженных крыс и мышей, пишут «Известия». По мнению исследователей, в будущем открытие можно будет использовать для лечения ВИЧ-инфицированных людей.

Несколько лет назад группа исследователей под руководством Кэмеля Кхалили заявила о технологии, которая позволяет выявлять встраиваемые в клетки генома вирусы. Она получила название CRISPR/Cas9 и была разработана на основе антивирусной защиты клеток. Система способна распознавать «ненужные» участки ДНК и убирать все лишнее из клетки, не повреждая ее.

Изначально в геноме клеток, которые в большинстве случаев поражает вирус иммунодефицита, – Т-лимфоцитов, было четыре связанных с ВИЧ включения, но все они были уничтожены при помощи новой системы. Исследователи при помощи технологии редактирования генов CRISPR/Cas9 удалили ген вируса, который был встроен в геном клетки-хозяина.

У грызунов сегмент целевого типа ВИЧ был вырезан из ДНК, который содержится в головном мозге. Аналогичная операция проводилась с легкими, печенью, почками, клетками крови. За две недели следы ВИЧ удалось убрать полностью, утверждают ученые. При этом отрицательных последствий не обнаружено. Специалисты намерены продолжить исследования, чтобы выяснить, эффективна ли эта система лечения только на начальной стадии или на всех этапах развития болезни.

По данным ООН, сегодня в мире насчитывается 36,9 млн ВИЧ-инфицированных.

Москва, Зоя Березина