российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 23 декабря 2024, 05:03 мск

Новости, Кратко

Архив
Алексей Воробьев: «У героев Бориса Акунина можно многому научиться»

Екатеринбург. 1 августа областной премьер Алексей Воробьев в интервью агентству «Регион-Информ» рассказал о своих отношениях с губернатором Эдуардом Росселем, о вмешательстве в конфликты на уральских заводах, о том, намерен ли он баллотироваться в главы региона.

Выяснилось, что председатель правительства поддерживает и будет поддерживать уральских «алюминщиков» и «медников», а в свободное время он читает романы Бориса Акунина. По словам Алексея Воробьева, у героев этих романов можно многому научиться.

Р.И.: Алексей Петрович, с весны вы никому не даете интервью, и с весны же различные СМИ не перестают обсуждать новость о разграничении функций в исполнительной власти области, в результате чего «Воробьев был отправлен на хозяйство». Как бы вы сами охарактеризовали сегодня свои основные обязанности и полномочия?

Алексей Воробьев: Занимаюсь тем, чем занимался и раньше. Хозяйственное и социально-культурное строительство – это первейшие задачи правительства. Состояние дел с транспортом, с отоплением, с агропромышленным комплексом, с промышленностью – это основные вопросы, которые мы призваны решать. По-другому и быть не может. Естественно, эти «хозяйственные» вопросы не могут не быть политическими. Если замерзает поселок Буланаш, с первого взгляда чисто хозяйственная проблема, этот вопрос немедленно преобразуется в социальные и политические требования его жителей. Граждане предъявляют их к правительству, к другим организациям и должностным лицам. Не выплачивается зарплата или пособия, – опять правительство напрямую отвечает за выполнение тех функций, которые на него возложены. Отвечает политически. Отвечает и перед губернатором и перед Законодательным собранием. Поэтому хозяйственные задачи, решаемые правительством, всегда носят политический оттенок. А то, что произошло, с точки зрения реформирования исполнительной власти, означает одно: исполнительная власть сегодня едина. Она возглавляется губернатором. Правительство имеет свою компетенцию. Губернатор как глава исполнительной власти обеспечивает разработку основных направлений внутренней и внешней политики региона. Естественно, у него должен быть соответствующий аппарат, который вырабатывает часть стратегических линий, которые, в определенной степени, могут быть и не свойственны правительству. Но, подчеркиваю, все задачи на конечном этапе переплетаются. Решать их в итоге приходится областному правительству.

Р.И.: Однако многие, в том числе и в «Белом доме», сегодня искренно уверены, что ваши отношения с губернатором ну, скажем так, стали прохладней и структурированней, что имело место «отлучение», и все это якобы связано с вашим намерением избираться в губернаторы Свердловской области?

Алексей Воробьев: Отношения с губернатором по-прежнему хорошие. Даже когда возникают, может быть, несколько отличные взгляды на ту или иную проблему, решение всегда приходит согласованно. Губернатор по своему стилю руководства уникальный человек. Из своего опыта взаимоотношений с ним на протяжении десяти лет я имею возможность это говорить. Он абсолютно доверяет и, доверяя, надеется, что человек справится с поставленной задачей. Спрос – достаточно принципиальный, но в то же время всегда доброжелательный. Не унижающий достоинство любого руководителя…

Р.И.: Как вообще выстроена вертикаль исполнительной власти Свердловской области? Как часто вы встречаетесь с Росселем? Как принимаются «принципиальные» идеологические решения?

Алексей Воробьев: Что касается правительства – это орган коллективного руководства: вырабатывается мнение, обсуждается и после обсуждения принимается принципиальное решение. Там, где не требуется коллективного обсуждения, решение принимается председателем правительства. Как принимает свои решения губернатор? Здесь тоже у нас технология отработана. Проекты указов губернатора по наиболее важным проблемам становятся предметом обсуждения правительства, значительная часть этих документов вообще разрабатывается у нас. Затем губернатор подписывает соответствующий указ. По отдельным вопросам губернатор сам принимает решения, и инициатива идет от него. В соответствии с уставом он определяет основные направления политики нашей области. С губернатором работаем в постоянном и самом тесном контакте.

Р.И.: Существует ли по-прежнему «команда» в руководстве Свердловской области? Не по должности, а как член «команды», можете ли вы сказать, что являетесь советником Эдуарда Росселя, его помощником?

Алексей Воробьев: Я уверен, что это так, и надеюсь, что это будет еще очень долго.

Р.И.: А распространяемая история о вашей с губернатором поездке в Каменск-Уральский, когда на обратном пути вы поругались в машине, и один из вас даже добирался до города своим ходом?

Алексей Воробьев: Никуда в данном случае с губернатором мы не ездили. Этого просто-напросто и не могло быть в тот день. Выдуманная история, которая имеет под собой вполне определенные цели.

Р.И.: О том, что Алексей Петрович Воробьев уже твердо намерен принять участие в губернаторских выборах, заявил мэр Нижней Салды Шинкарев. Ряд телеканалов сегодня обладает аудиозаписью беседы с Шинкаревым, где он утверждает, что Сергей Капчук получил свое производство на условиях дальнейшего финансирования «кампании Воробьева». Некоторые каналы уже выдали эту запись в эфир. Как вы прокомментируете этот сознательно раскручиваемый скандал?

Алексей Воробьев: С точки зрения содержания того, что опубликовано, это просто бред. С точки зрения, говорил Шинкарев или не говорил – я не очевидец этого дела, – у меня есть личное заявление Шинкарева, что ничего подобного не было вообще. Я с ним попытался объясниться на эту тему. Письменное объяснение он дал. Насколько я знаю, он направил свое заявление в суд. Шинкарев утверждает, что запись фальсифицирована. Мое отношение к этой ситуации как человека? Она для меня неприятна, конечно.

Р.И.: Как вы восприняли сообщение о жуткой смерти депутата областной думы Артема Сатовского? Соратники погибшего уже заявили, что основная версия убийства – политическая или экономическая, что вы думаете по этому поводу?

Алексей Воробьев: Да как нормальный человек относится к этому делу… Очень плохо. Это трагедия не только для родственников и близких депутата Сатовского Артема Владиславовича. У меня в голове просто-напросто не укладывается, как все это могло произойти. Жуткая вещь, жуткая гибель молодых людей. Возможные версии – политическая, экономическая, бытовая и еще какие-то там могут быть. Естественно, правоохранительные органы все это отрабатывают. Я думаю, что причина данной трагедии будет установлена. По-человечески всех ребят жалко.

Р.И.: Существует закономерность, она прослеживается на каждом витке очередного передела собственности в Свердловской области, – как только начинаются какие-то события, не обходится без обвинений в адрес Алексея Воробьева в поддержке той или иной стороны, об «административном нажиме» и так далее. Только-только улажен конфликт на «Альстоме». Сейчас в центре внимания Салдинский металлургический завод. Что вы можете сказать на эти обвинения?

Алексей Воробьев: С точки зрения общественного мнения, в стороне мы находимся или не в стороне… Правительство просто не может быть в стороне от событий, которые происходят на заводах! Конфликт на первом предприятии, которое вы упомянули, – это конфликт, приобретший мировой оттенок. Основной собственник там зарубежная организация. Естественно, правительство не могло наблюдать безучастно за этими событиями. Моя оценка, я сразу исходил из этого, – собственник вправе, в рамках законодательства Российской Федерации, определять и порядок управления собственностью, и кто ею будет управлять. Тем не менее, как вы знаете, были судебные решения, которые защищали права бывшего генерального директора. Но кроме юридической стороны вопроса есть еще и другая: когда трудовой коллектив не очень поддерживает директора предприятия, собственник тоже не желает работать с этим менеджером. Нужно находить в себе мужество и вовремя уходить. Не доводить ситуацию на предприятии до такого накала. Об этом у меня лично был разговор, в том числе и с бывшим директором Анатолием Кузницыным. На сегодняшний день конфликт разрешился.

Р.И.: А события на СМЗ?

Алексей Воробьев: Что касается Салдинского метзавода, там два года назад была очень сложная обстановка. На предприятии по шесть месяцев не выплачивалась зарплата. Завод практически стоял. Было введено внешнее управление. В большей степени по настоянию трудового коллектива исполнительным директором был назначен Сергей Капчук. Сначала он был заместителем внешнего управляющего, затем исполнял обязанности внешнего управляющего, стал исполнительным директором. Пришла команда молодых управленцев. Завод перестало трясти. Стали выплачивать зарплату. Предприятие нашло потребителей своей продукции, было загружено заказами по линии МПС, и не только по ней. Предприятие перестало вызывать у нас тревогу. Отпала необходимость постоянно вмешиваться в ситуацию. Завод стал работать прибыльно. Нижняя Салда почувствовала это по доходам в местный бюджет. Я бы сказал, народ стал смотреть в свое будущее с большим оптимизмом.

Июньская ситуация… Она возникла, на мой взгляд, по причине конфликта среди менеджеров. Работали, работали и потом в чем-то разошлись. Наше мнение такое, у нас несколько комиссий там работало. Что касается юридической стороны вопроса, она должна быть разрешена в судах. Суд должен решить, кто должен управлять заводом. Что касается самой работы предприятия, тут требование к любому управляющему – завод должен работать. Должен работать эффективно, должна повышаться заработная плата трудящимся, завод должен платить налоги и иметь высокую степень загрузки производственных мощностей. Это будем требовать с любого управляющего, с любого собственника. Другого подхода к заводу с нашей стороны не было и не будет. А в отношении руководителей… Там есть талантливая молодежь, которая развила свое дело и может жить своим умом.

Р.И.: Развитие конфликта могло подтолкнуть вмешательство извне?

Алексей Воробьев: Я не в курсе этих разговоров. Органы государственной власти, на любом уровне, не должны вмешиваться в хозяйственную деятельность, если предприятие платит налоги, платит зарплату. Конечно, руководитель предприятия должен тесно взаимодействовать со всеми ветвями власти. Он должен взаимодействовать и с представительством президента. Он должен взаимодействовать и с профсоюзной организацией на своем предприятии, выстраивать правильные отношения. Он должен взаимодействовать и с правительством, потому что правительство осуществляет контроль над деятельностью предприятия. Нельзя делить на наших и не наших. Это тупиковый путь.

Р.И.: Как строятся взаимоотношения областной власти с «СУАЛ-Холдингом» и «Уральской горнометаллургической компанией»? Кто над кем стоит? Бизнес пробует контролировать власть? Не секрет, что на этот счет существуют разные мнения.

Алексей Воробьев: Что здесь можно сказать. В области создаются вертикально интегрированные структуры. В первую очередь, в горно-металлургическом комплексе образовалась медная подотрасль, которая объединила ряд предприятий региона. То, что сделано в этой компании, в частности Козицыным, я просто приветствую. Производство наших заводов по меди и по рафинированному переделу составляет свыше ста процентов по сравнению с советским временем. За ними в этом направлении пошли «алюминщики». И это тоже можно приветствовать, потому что это снижает издержки производства, удешевляет продукцию. «Алюминщики» за это время, как и «медники», очень много средств вложили в реконструкцию своих предприятий. Дальше, похоже, будет создаваться и соответствующий холдинг в черной металлургии. Если вспомнить советское время, такие объединения были и тогда, они назывались всесоюзные производственные объединения. Я это приветствую.

С точки зрения влиятельности тех или иных структур. С политической точки зрения, с экономической… Да, они влиятельны. Как по-другому? Компании с годовым оборотом примерно в полтора миллиарда долларов, они не могут не влиять. Более пятидесяти процентов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней дают они. С точки зрения лоббирования своих интересов – такие попытки наверняка есть. Это было бы глупо, если бы я сказал что-то другое. Я бы хотел только заметить: правительство всегда эти компании будет поддерживать в тех устремлениях, которые направлены на повышение эффективности производства, на улучшение социального климата – мероприятий, направленных на повышение зарплаты, защиту ветеранов, развитие социальной сферы.

Р.И.: То есть, как и в советское время, когда директор «Уралмаша», «Уралвагонзавода» обладали весьма серьезным влиянием, руководители современных холдингов играют заметную роль в экономике и политике региона?

Алексей Воробьев: Это естественный процесс.

Р.И.: Алексей Петрович, на вскидку, три основные головные боли председателя свердловского правительства. Что сегодня особенно приковывает ваше внимание, вызывает тревогу: предстоящая зима?

Алексей Воробьев: Подготовка к зиме, уборочная кампания и повышение эффективности управления отдельными городами и районами.

Р.И.: А совершенствование структуры правительства…

Алексей Воробьев: Она определена указом губернатора.

Р.И.: Нет одного первого зама, вице-премьер Семен Спектор уходит из правительства на пенсию…

Алексей Воробьев: Что касается Семена Исааковича, он занимает должность, относящуюся к категории «А». В связи с этим требования федерального законодательства о предельном возрасте на него не распространяются. Он уйдет в отставку либо с избранием нового губернатора, либо по собственному желанию, либо в случае недоверия правительству со стороны Законодательного собрания. Ни того, ни другого, ни третьего нет. Силе жизненных способностей Спектора можно позавидовать. А что касается первого зама, то будет и первый зам.

Р.И.: Вы затронули тему повышения эффективности управления отдельными городами и районами. В Екатеринбурге сложилась ненормальная ситуация. Ежедневно обесточивается один-два, пять, сто, как вчера, жилых домов. Жильцы утверждают, что они за электроэнергию платили вовремя и в полном объеме. Кто должен остановить наступивший беспредел энергетиков, что вы, как премьер, думаете по поводу законности происходящего? Не забылось еще и месячное отсутствие в городе горячей воды…

Алексей Воробьев: У нас есть ряд территорий, которые не испытывают этих проблем. К ним относится Краснотурьинск, Серов, Нижняя Тура, Первоуральск. В Нижнем Тагиле несколько посложнее. Есть территории сельскохозяйственные, где нет этих трудностей. Анализ показывает, что там, где главы уделяют должное внимание вопросам ЖКХ, проблем таких у них нет вообще.

В Екатеринбурге к сегодняшнему дню накопились огромные долги. Они накапливались годами. Вопрос заключается в том, чтобы очень внимательно разобраться с этими долгами, выяснить, кто должен реально, а затем обеспечить ежемесячную текущую оплату энергоресурсов. Необходимо реструктуризировать имеющуюся задолженность на несколько лет. До 15 августа такие соглашения со «Свердловэнерго» должны быть подписаны. Мы будет требовать неукоснительно выполнения достигнутых договоренностей. Каждый должен выполнять то, за что он отвечает. Город Екатеринбург успешно выполняет, как и в прошлые годы, свой бюджет. Есть возможность за счет правильного планирования обеспечить необходимые платежи. Если накопилась огромная задолженность по ЖКХ, нужно выделять определенный приоритет финансированию именно этого участка. Эту проблему должны решать в первую очередь в администрации Екатеринбурга, хотя это не снимает с нас ответственности, чтобы порядок здесь был.

Р.И.: Отойдем от серьезных проблем. Если не секрет, что за книга лежит сейчас перед вами? Алексей Воробьев: Это мне сегодня подарили. Вот написали: «Товарищу Воробьеву с уважением от автора». История нашей жизни за десять лет в стихах…

Р.И.: Будете читать?

Алексей Воробьев: Буду читать. Обязательно.

Р.И.: Успеваете знакомиться с художественной литературой?

Алексей Воробьев: В последнее время прочитал всего опубликованного, ну может быть не всего, Бориса Акунина.

Р.И.: «Азазель», «Турецкий гамбит», «Левиафан»…

Алексей Воробьев: …«Смерть Ахиллеса», «Пиковый валет», «Декоратор», «Статский советник». С Фандориным знаком. Сейчас читаю первый роман новой серии «Огни большого города».

Р.И.: Как относитесь к Эрасту Фандорину?

Алексей Воробьев: Вы знаете, Фандорин может быть частным случаем.… Кроме него в этих романах присутствуют и другие герои прошлого. У них многому можно поучиться. В том числе и в вопросах, о которых мы сейчас с вами говорили.

Регион-Информ

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках