Екатеринбург. Насыщенный полугодовой избирательный марафон в Свердловской области завершен. Журналисты, политологи, консультанты, представители бизнес-элиты еще продолжительное время будут обсуждать и делать выводы по итогам минувших кампаний. Корреспонденты «Нового Региона» в свою очередь решили более подробно остановиться на таком любопытном явлении, как «политические гастроли».
По версии авторов предвыборного словаря «Новая идеология», термин «политический гастролер» применяют, как правило, к лицам творческих специальностей: политикам, журналистам, актерам, музыкантам и т.д. Но в принципе «гастролировать» с политическими целями может и финансовая, и хозяйственно-экономическая элита. Этих людей приглашают с разными целями: для агитации в пользу какого-либо кандидата, для освещения в нужном свете хода выборов, для моральной поддержки участников политического процесса, для разбавления списков избирательных объединений и блоков, для дискредитации соперников и так далее. «Гастроли» могут различаться по степени вовлеченности в политический процесс, осознанности своего места в нем.
По информации экспертов «Нового Региона», гонорары политических звезд колеблются от $1.000 до $100.000. Самой высокооплачиваемой политической звездой России эксперты называют главного либерал-демократа страны Владимира Жириновского. Отметился он и на уральских выборах. В декабре прошлого года в переломный момент кампании по выборам мэра Екатеринбурга Жириновский был приглашен для дискредитации главного претендента на кресло градоначальника – действующего мэра Аркадия Чернецкого. В эфире подконтрольной горадминистрации телекомпании «Студия-41» Аркадий Чернецкий прямо заявил, что Жириновский – это шоумен от политики, который берет за свои выступления деньги «и очень немалые». При этом Чернецкий назвал даже сумму – 70 тыс. долларов. Другие источники называют более скромную – 50 тысяч. Однако все сходятся во мнении, что Жириновский был ангажирован для «мочильной» кампании и сам хорошо об этом знал.
К другой разновидности политического гастролера эксперты относят яркого представителя «рабочего движения», экс-депутата Госдумы Василия Шандыбина. Коммунист приехал в Екатеринбург на поезде, практически без денег, жил в общежитии и в течение двух месяцев пытался заработать деньги в качестве политической звезды. Ему это неплохо удалось. По сведениям корреспондента «Нового Региона», Шандыбин несколько раз выезжал в муниципальные образования, где шли выборы мэров и депутатов представительных органов, и агитировал за или против действующих руководителей в зависимости от условий контракта. Расценки на услуги Шандыбина были на порядок ниже, чем у Жириновского. Свое ораторское искусство бывший депутат Госдумы оценивал в скромные 3-5 тыс. долларов.
По словам политконсультанта Константина Киселева, практика ангажемента звезд от политики является неотъемлемой частью предвыборных кампаний. Однако, в 95 % случаев ангажируемые приезжают бесплатно. В 5 % действительно приходится обещать какие-то преференции либо денежные суммы, – говорит эксперт. Как показывает опыт, привлечение к региональным выборам таких столпов российской политики как Жириновский, не всегда приводит к ожидаемым результатам. Так, его участие в выборах мэра Екатеринбурга и агрессивные высказывания в адрес действующего главы города вызвали отторжение у избирателя и жалость к «напрасно обиженному градоначальнику». «Построить кампанию на привлечении политической звезды нельзя. В конечном итоге люди все равно голосуют за кандидата, а не за приезжую знаменитость. Политические гастролеры – это только элемент предвыборной агитации», – говорит Константин Киселев.
Политолог Анатолий Гагарин считает, что приглашение на выборы известных людей всегда должно строиться на договорных отношениях, но без денег. Приезд политической звезды в этом случае устраивается в ходе продолжительных переговоров через влиятельных знакомых. По версии Гагарина, такой ангажемент, как правило, дает очень хороший результат, однако его подготовка занимает слишком много времени.
По мнению консультанта Дмитрия Голованова, платить или обещать «политическому гастролеру» какие-то дивиденды приходится чаще, чем в 95 % случаев. При этом привлечение к региональным выборам известного «бренда» зачастую действительно может сыграть решающую роль. «Не секрет, что многие организации, начиная с широко известного «Гринписа», сегодня активно участвуют в различных, в том числе, и политических акциях», – говорит Дмитрий Голованов. Экологов принято ангажировать для расправы с действующими руководителями территорий. Так как в России практически в каждом регионе сегодня можно объявлять чрезвычайную ситуацию в связи с отвратительным состоянием окружающей среды, приглашение «зеленых» для травли властей стало активно используемой технологией. В преддверии выборов в Госдуму эта технология активно использовалась в Каменск-Уральском одномандатном округе, где расположена Белоярская атомная станция. За неделю до голосования здесь был устроен круглосуточный пикет экологов, протестующих против конкретных депутатов Госдумы, голосовавших за ввоз отработанного ядерного топлива (ОЯТ) в Россию. Акция «зеленых» получила активное освещение в СМИ, в числе прочего журналисты озвучили и «черный» список уральских депутатов.
По информации экспертов «Нового Региона», под экологическую тему приглашаются и конкретные федеральные политики. Так заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин неоднократно «светился» на региональных выборах в качестве эксперта. По неофициальной информации, его участие в кампании оценивалось в среднем в 10-15 тыс. долларов. Расчет был построен на том, что «Яблоко» – одно из немногих политических объединений, которое выступало против ввоза ОЯТ в Россию и на этом сделало себе имя «зеленой партии».
Дмитрий Голованов считает, что всех политических гастролеров, можно условно разделить на три категории. Тех, кто приехал в регион по политическим соображениям поддержать своих соратников по партии (например, традиционные предвыборные вояжи лидеров партий в преддверии выборов в Госдуму). Тех, кто приехал поддержать конкретного кандидата по дружбе или давнему знакомству (Кобзон поддерживает Росселя на выборах губернатора, Лещенко поддерживает Чернецкого на выборах мэра Екатеринбурга). И тех, кто приехал гастролировать за деньги.
Однако, по словам Голованова, и в последнем случае «ничего постыдного нет». Федеральным политикам нужны деньги на свою деятельность и деятельность своей партии. Торгуя физиономией и мотаясь с предвыборным «чесом» по стране, они зарабатывают их относительно честным путем. «Было бы значительно хуже, – говорит Дмитрий Голованов, – если бы они зарабатывали на жизнь, «торгуя Родиной» – поддерживая ущербные для экономики или престижа страны законопроекты в Госдуме, лоббируя корыстные интересы олигархов.
ИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».