Традиционно весна считается в Киргизии сезоном митингов, которые признаны чуть ли не главным инструментом в стране, который способен менять политическую систему и выполнять пожелания населения. Весной, в марте 2005 года, свергли с поста президента Аскара Акаева, весной же, в апреле 2010 года, своего кресла лишился Курманбек Бакиев. Отметить две знаменательные даты киргизская оппозиция решила традиционно, выйдя на митинг в Джалал-Абадской области, который собрал несколько тысяч участников. Власти в лице областного управления внутренних дел насчитали около восьми тысяч митингующих, организаторы же акции назвали другие цифры – 10-15 тысяч человек. Планировалось, что на джалал-абадском ипподроме «Тельтору» участники мероприятия подведут итоги политической ситуации последних лет, а также примут резолюцию с требованиями к действующей власти. Частично планы оппозиции были реализованы.
Основная часть оппозиционного съезда (курултая) началась ближе к полудню с прослушивания гимна. Южане поговаривали, что к работе съезда может присоединиться лично президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, однако спустя некоторое время пресс-служба президента пояснила, что глава государства не собирался общаться с электоратом из Джалал-Абадской области и выслушивать требования критикующих власть людей. В качестве почетных гостей на мероприятие прибыли известные в КР общественные деятели: Адахан Мадумаров, лидер партии «Единый Кыргызстан», Ахматбек Келдибеков, являющийся депутатом киргизского парламента, его коллега Равшан Жээнбеков, а также бывший генпрокурор республики Азимбек Бекназаров, прозванный народом «бульдозером революций». Последний спустя месяцы после апрельской революции был обвинен в краже 16 миллионов сомов из Белого дома в Бишкеке, в чем в начале 2013 года Бекназаров, собственно и признался, объяснив, что 10 миллионов он получил из рук Розы Отунбаевой, правившей страной два года до избрания Атамбаева. Деньги направлялись на акции протеста против «бакиевских» в городах Ош и Джалал-Абад. О судьбе остальных 6 миллионов сомов оппозиционер умолчал.
Курултай объединил людей, ранее клеймивших друг друга в СМИ. Бекназаров, напомним, в свое время вовсю критиковал Мадумарова, называя его прихвостнем Бакиева. Последний же, будучи во власти, не спешил прислушиваться к своему политическому оппоненту, отвечая на замечания тем же. Выступая перед собравшимися, лидеры оппозиционных партий отметили, что цели двух революций, по сути, являвшихся государственными переворотами, не были достигнуты, поскольку во власти сохранились коррупционеры, а страна вновь вернулась к авторитаризму. Главным же достижением захвата власти в 2005 и 2010 годах собравшиеся назвали свободу слова, при которой народ получил право высказывать свою точку зрения и отстаивать позиции. Собравшиеся потребовали от властей смены политической системы, посетовав на ее недееспособность. Обвинения в адрес руководства страны посыпались и за растущий уровень эмиграции. Участники акции призвали собравшихся не делиться на юг и север и объединиться во имя процветания республики. Отдельным вопросом, стоявшим на повестке дня, была судьба золотодобывающего предприятия Кумтор. Участники съезда настаивали, что богатства страны должны принадлежать народу, и организовали сбор подписей за национализацию бюджетообразующего предприятия. Кульминацией встречи стало требование митингующих объявить мораторий для иностранных инвесторов на разработку месторождений.
Не обошлось на съезде и без курьезов. Так, освистанному пришлось уйти со сцены главному правозащитнику страны Турсунбеку Акуну. Последний прибыл на юг, чтобы обратиться к киргизстанцам с просьбой принять справедливое решение суда по арестованным депутатам парламента, обвиненным в призывах к захвату власти. Однако толпа не стала терпеть провластного чиновника, вынудив его замолчать, и потребовала очистить кабинет министров и госорганы от бывших сторонников предыдущих президентов.
– Власть должна быть заинтересована в том, чтобы прислушаться к нашим требованиям, – заявил в интервью «Новому Региону» экс-спикер парламента, лидер «Единого Кыргызстана» Адахан Мадумаров. – Точка кипения в республике достигла высокого уровня. Как бы истерично Атамбаев не кричал о том, что реваншисты сеют смуту, мы показали высокую культуру проведения митингов, проявили готовность к конструктивному диалогу. Наши требования, принятые единогласно, были включены в итоговую резолюцию курултая. Народ признал, что революции 2005 и 2010 годов не оправдали себя. Сегодня нет доверия к нынешнему правительству. Идет политическое давление. Мы предложили переформатировать власть, формируя правительство народного доверия не по партийным спискам, а исходя из профессиональных качеств. Кроме того, народ выступил за национализацию Кумтора. Эти требования жесткие, но справедливые и адекватные.
Кыргызстан, Бишкек, Иван Донис
Кыргызстан, Бишкек. Другие новости 25.03.13
В Киргизии настаивают на экстрадиции из Москвы экс-президента Акаева. Аскара Акаева предлагают вернуть в республику в связи с уголовным делом о киргизском золоте. / Жители Казахстана требуют выхода республики из Таможенного союза. Вопрос дезинтеграции стал главным на встрече аксакалов, в перспективе – референдум. / В Киргизии задержана молодая женщина, продавшая своего новорожденного ребенка. Читать дальше
© 2013, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».