AMP18+

Центральная Азия

/

Битва за влияние

За последнее время страны центральноазиатского региона посетили премьер-министр Японии Синдзо Абэ и китайский лидер Си Цзиньпин. А 29 октября Государственный секретарь США Джон Керри сразу после переговоров по Сирии в Вене отправился с официальным визитом в Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

В каждой стране он провёл двусторонние переговоры с главами государств и руководителями правительств. В Бишкеке госсекретарь США принял участие в ряде мероприятий: в открытии нового кампуса Американского университета (в официальной церемонии открытия было запланировано и участие финансиста Джорджа Сороса, однако он, сославшись на состояние здоровья, не прилетел в Бишкек) и нового здания посольства США в столице КР. В Самарканде Керри принял участие во встрече с министрами иностранных дел стран Центральной Азии в формате С5+1. «Эта встреча в новом формате диалога между США и центральноазиатскими республиками позволит обсудить региональные и глобальные возможности и проблемы», – говорится в распространённом сообщении американского внешнеполитического ведомства. В Астане Керри провёл переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, принял участие во встрече в рамках диалога «Стратегическое партнёрство США – Казахстан», а также выступил с речью в Назарбаев Университете. В Ашхабаде и Душанбе обсуждал с лидерами этих стран широкий круг двусторонних и региональных вопросов. – Визиты Джона Керри и Синдзо Абэ, скорей всего, согласованы, – поделился своим мнением с журналистами Александр Князев, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку.

– При пристальном рассмотрении становится ясно, что их вояжи задевают интересы не только Китая, но и России. На поверхности – подписанное японским премьер-министром соглашение с Астаной о строительстве в Казахстане японскими корпорациями атомной электростанции. Аналогичное соглашение у Астаны заключено с Москвой. Однако, вполне может случиться так, что визит премьер-министра Японии в страны Центральной Азии ознаменует этап разворота этого региона от Китая и России. Речь не о том, что Вашингтон и Токио заключили некий пакт о выводе ЦА из-под российско-китайского влияния и усилении своих геополитических функций в регионе, но ситуативное совпадение интересов и вытекающая «игра в парном разряде» вполне вероятны. Задача же может состоять в препятствовании Запада российским интеграционным инициативам и китайским экономическим проектам руками союзников. Вашингтон мог распределить обязанности: дестабилизацию региона отвести Саудовской Аравии, Пакистану, в меньшей степени Турции, а возведение экономических барьеров – другим своим союзникам, в данном случае, допустим, Японии., – считает Князев.

– Визит представителей США и Японии – весьма значимое событие с точки зрения геополитики региона и свидетельствует о том, что США не собираются отказываться от влияния в регионе, и в свете сирийского и афганского кризисов будут наращивать геополитическое и военное присутствие в Центральной Азии. Вероятно, что в кулуарных беседах Джон Керри обсудил с лидерами стран возможность усиления военного присутствия в регионе, подписания новых стратегических договоров, а, возможно, и создание военных баз, например, в Туркменистане, – считает Марина Лапенко, директор ИАЦ «Евразия-Поволжье».

– Стратегическим партнёром США в регионе может выступить Япония, премьер-министр Синдзо Абэ уже прощупал почву для начала новых экономических проектов.

22-27 октября Синдзо Абэ также впервые за 9 лет своего пребывания на посту премьера посетил все страны Центральной Азии. Главу японского правительства сопровождала делегация в составе пятидесяти бизнесменов и глав крупнейших корпораций страны. Это означает, что Япония также включается в борьбу за влияние в ЦА и пытается противостоять интересам Пекина в регионе. Каждая из стран региона получила щедрые обещания крупных проектов и инвестиций. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Узбекистана Ислам Каримов подписали контракты на сумму в 8,5 млрд. долларов. К уже имеющимся совместным проектам в урановой сфере, горном деле, автомобилестроении, телекоммуникациях, электронике, текстильной промышленности добавились проекты в энергетической сфере. Японские компании выразили готовность инвестировать разработку новых газовых месторождений, и в целом есть заинтересованность Японии в поставках газа из Узбекистана.

Центральной темой переговоров президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и премьер-министра Японии Синдзо Абэ стало экономическое сотрудничество. Лидеры Казахстана и Японии подписали совместное заявление об углублении и расширении стратегического партнёрства между двумя странами, документ о всестороннем запрете ядерных испытаний; протокол о сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В Ашхабаде в ходе переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым был подписан контракт на 18 млрд. долларов. Глава японского кабинета министров назвал ашхабадские договорённости «большим бизнес-шансом» для японских компаний. Важным событием стало заключение соглашения между корпорациями Mitsubishi, Chiyoda, Sojits, Itochu и JGC и государственным концерном «Туркменгаз» об обустройстве части месторождения «Галкыныш», откуда возьмёт начало газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Таким образом, Япония включилась в реализацию проекта ТАПИ, а также нанесла удар по интересам Китая, который рассчитывал на особенные, чуть ли не на монопольные позиции в разработке месторождения «Галкыныш».

На этом фоне итоги визита Синдзо Абэ в Душанбе и Бишкек выглядят весьма скромно. Возможные причины: уровень экономического развития стран и их вовлеченности в интеграционные процессы с Россией. И тем не менее визит оказался весьма важным для данных стран и самой Японии. Необходимо отметить, что до этого ни один японский лидер никогда не посещал ни Кыргызстан, ни Таджикистан. Согласно подписанным в Кыргызстане документам, правительство Японии профинансирует модернизацию международного аэропорта «Манас» и выделит кредит в $107 млн. на реконструкцию автодороги Ош-Баткен-Исфана. Таджикистан получит от Японии безвозмездную помощь на сумму 7,4 млн долларов, которые будут направлены на развитие сельского хозяйства и инфраструктуры. Таким образом, Япония начинает активно действовать в регионе. Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, обладая серьёзными запасами углеводородов, занимая интересные позиции в геополитической структуре региона, стали привлекать повышенное внимание Страны восходящего солнца. Для Японии важно также и политическое присутствие в Центральной Азии. Многие японские СМИ писали, что целью визита Синдзо Абэ в центральноазиатские страны было, во-первых, укрепление отношений с богатыми природными ресурсами республиками ЦА, во-вторых, сдерживание сильного влияния Китая. Данные цели совпадают с интересами США. И поэтому, по мнению Лапенко, визит японского премьера Синдзо Абэ и американского госсекретаря США Джона Керри в Центральную Азию можно рассматривать как общий новый этап противостояния российским интеграционным инициативам и китайским экономическим проектам.

Лапенко подчеркивает, что данное центральноазиатское турне – это в первую очередь имиджевый ход для внутриполитического потребления в США, где слабость внешней политики Демократической партии на фоне инициативной внешней политики РФ просто требует хоть какой-то внешней активности. И эта слабо скрываемая суть визита Керри не может не разочаровывать настроенные на противостояние ЕАЭС элиты отдельных стран региона. Кроме того, стремление США активизировать формат Транстихоокеанского партнёрства, также мало что даёт Центральной Азии, поскольку в силу географии к нему трудно подключиться. И это прекрасно понимают политические лидеры стран Центральной Азии.

Кыргызстан, Бишкек, Владимир Банников

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Центральная Азия, В мире, Политика, Россия,