Об автогонках в Бишкеке не говорил только ленивый. Всё больше состоятельная молодёжь увлекается ими, выполняя фигуры пилотажа не только на специальных полях или трассах за городом, но и прямо в столице, в местах, где могут пострадать люди. Нередко их «подвиги» приводят к печальным последствиям – от обычных расстройств сна, вызванных рёвом авто во время заездов, у жителей мегаполиса под окнами которых проходят наиболее ровные дороги, до ДТП со смертельным исходом.
Последняя из крупных катастроф, связанных с автогонками по столичным дорогам, произошла 5 января. Едва ли не впервые за историю бишкекских гонок их жертвой стал человек, не имеющий к ним отношения – Жумали Зияев. Мужчина возвращался с супругой домой из гостей на «Лексусе», путь его лежал по Южной магистрали – излюбленной трассе для лихачей. Ему оставалось проехать совсем немного, когда в него врезался BMW одного из гонщиков. На полной скорости машины впечатались друг в друга. Жена Зияева получила тяжкие телесные повреждения, он сам от полученных травм впал в кому, и, не выходя из неё, через 10 дней скончался. Водитель BMW и его пассажир так же попали на больничные койки с тяжёлыми травмами. Обе машины, плюс «Тойота Виндум» ещё одного гонщика, участвовавшего в заезде – отправлены на экспертизу и стоянку. По факту ДТП со смертельным исходом в ГУВД возбудили уголовное дело по статье 281 часть 2 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств) УК КР.
История обычная. Если бы не несколько «но». Первое – как показывают свидетели, экстремалы ехали по зимней дороге с выключенными фарами. Второе – инициатором гонки и признанным по показаниям свидетелей виновником ДТП стал человек с ограниченными возможностями, который по логике вещей не может управлять спортивным авто. Третье – фактическое отсутствие желания выйти на контакт со стороны виновника аварии. Всё это заставило родственников покойного обратиться за помощью в социальные сети, которыми пользуются и правозащитники, и чиновники, и простые граждане. История о ДТП была размещена в Facebook* и на форуме Diesel, и вызвала бурю негодования. Часть кыргызстанцев призывала чуть ли не линчевать виновника аварии, так и не заключённого под стражу: дабы не дать им лишней информации о себе, водитель BMW даже закрыл для посторонних свои аккаунты в соцсетях. Журналисты и правозащитники подключились к освещению события и правовой помощи семье погибшего. В запутанном случае решила разобраться и наш корреспондент.
За рулём BMW находился Виталий Колесников, гонщик, имеющий в своей среде прозвища «Глист» и «Рецидивист». Видеоролики с его заездами можно найти в любой соцсети. Однако известность его обусловлена не только мастерством вождения: юноша-инвалид, правая рука у него – парализована вследствие неудачной прививки в детстве, как он однажды признался в интервью одному из местных СМИ. Несмотря на травму, Виталий в 2004 году прошёл обучение в автошколе «Союза водителей (СВ)», сдал теоретический и практический экзамен, и предъявил медицинскую справку, после чего получил водительское удостоверение серии BG №000089179 категории «В», дающей право управления легковым авто. Возмущение общественности вызвало не то, что юноша с ограниченными возможностями здоровья сел за руль, а то, что он принимает активное участие в автогонках, требующих быстрой и полноценной реакции и умения нести ответственность за их возможные печальные последствия. Поразила и его позиция по поводу случившегося: на своей страничке в Instagram* Виталий под фото своей разбитой машины написал: «Покойся с миром, моя вторая жена…» Далее шли нецензурные высказывания в адрес тех, кто попробует надавить ему на совесть по поводу ДТП и сочувствующие комментарии других автогонщиков.
Как говорят родственники покойного, вторая сторона аварии не только не стремилась принести извинения, но и попыталась обвинить в произошедшем погибшего.
– Ни Виталий, ни его родители не сделали попыток связаться с нами, – рассказывает Нурлан ЗИЯЕВ, сын покойного. – Мой отец был правозащитником, разрешал земельные споры по застройкам вокруг города, был спортсменом, любил возиться в огороде… Он никогда не курил и очень редко употреблял алкоголь – максимум бокал вина на День рождения и Новый Год. И экспертиза показала, что и мой отец, и Виталий в момент совершения ДТП были трезвы. Тем не менее, отец Виталия написал в соцсетях о том, что соболезнует нам, но прибавил, что, мол, моему отцу нечего было пьяному садиться за руль…
Мы вышли на связь со стороной обвиняемого в преступлении Виталия. И он, и бывшая с ним в машине его невеста, находятся в больнице, поэтому интересы юноши представляет мать автогонщика. По словам женщины, им приходится несладко.
– Я хотела выступить по телевидению – мне посоветовали не ввязываться в споры, не выступать, пока не закончится расследование и не будут готовы результаты всех экспертиз... С удовольствием дождёмся этого, и уже тогда поговорим о том, кто был виновником трагедии, был ли кто-либо пьян или нет, кто выключил фары… Но у меня уже накипело: почему нашу семью делают виновной? – недоумевает Татьяна КОЛЕСНИКОВА. – Зияевы говорят, что погибший и плохо слышал, и плохо видел, и ему мешали ёлочки на Южной магистрали, и плохое освещение, он превысил скорость, погнал вперёд…. У меня двое детей пострадали при столкновении: и сын, и его невеста, ехавшая с ним в автомобиле! Их пришлось с того света вытаскивать! Нам повезло: выжить в такой аварии – чудо, после такого если и не верил в Бога, то поверишь! Здоровье полностью не вернётся – ещё предстоит долгая реабилитация: у сына сломаны 6-й и 7-й позвонки, он, возможно, и ходить нормально не сможет! Есть свидетели, которые видели, как авария произошла на самом деле. Экспертиза установит, кто виноват на самом деле, кто сел пьяным за руль и ехал с выключенными фарами, кто скорость превысил…
Татьяна утверждает: Зияевы, чтобы очернить её семью и обвинить в ДТП, даже вызвали съёмочную группу «5 канала». Помимо того, в адрес их семьи поступают угрозы.
– Пока идёт следствие, я не могу этого сделать. Но как только всё закончится, я обнародую все распечатки сообщений с угрозами, сделаю эту информацию доступной журналистам. «Пятому» продажному каналу я не буду давать комментариев. Сколько можно поливать грязью нашу семью? Если у кого-то больше связей и денег, значит можно всех нанимать и покупать? По возможности привлеку и зарубежные СМИ к освещению истории, и международные организации, – обещает она. – На нас давят: «молчите, молчите, не высовывайтесь», но сколько так может продолжаться? Сейчас разбираться нет сил: у Виталика проблемы со здоровьем, у его невесты проблемы… Как только они закончатся, будем подавать в суд!
Представитель же «Пятого», корреспондент Юрий КОПЫТИН, готовивший репортаж о ситуации, утверждает: он, соблюдая каноны журналистики, обращался к обеим сторонам участников аварии.
– Меня удивляет поведение Татьяны Колесниковой. Готовя сюжет, я неоднократно предлагал ей озвучить свою позицию по произошедшему. Она отказалась. После выхода сюжета в эфир, буквально через несколько минут Колесникова начала мне названивать и делает это с завидной регулярностью, – говорит журналист. – Вначале это были эмоциональные, оскорбительные выкрики, позже – непонятные обвинения, в конце концов, всё переросло в угрозы с обещаниями что-то со мной сделать. Если разобраться, то по одним её телефонным звонкам можно обратиться в суд. Положа руку на сердце, я весьма сомневаюсь в адекватности этого человека. Так, к примеру, позвонив мне, она обвинила меня в смерти сына, хотя, как выяснилось позже, участник аварии жив. О чём здесь ещё можно говорить?
В ГУВД обвинения в предвзятости отвергают. И уточняют: точку в истории может поставить только следствие и суд.
– Экспертизы, назначенные по делу, займут около месяца, в целом следствие – ещё около двух, согласно законодательству КР, если в исключительном случае не будет принято решение о его продлении, – разъяснила Анна ЖУКОВА, инспектор пресс-службы ГУВД города Бишкек. – Колесников будет заключён под стражу в том случае, если он будет признан обвиняемым в совершении преступления по результатам экспертизы, тогда следователь примет решение ходатайствовать о заключении под стражу или дать подписку о невыезде. Пока такой необходимости нет.
В соцсетях в чём угодно могут обвинять. Какое решение примут, гадать не могу. Следствие предъявит обвинение или прекратит дело в зависимости от выводов автотехнической экспертизы. Потом только дело рассмотрит суд. К сожалению и следствие, и экспертиза, и суд подвержены коррупции. Поэтому прогнозировать исход бессмысленно, да и зачем. Будет драматическая борьба сторон, отягчённая коррупционными реалиями системы, никому не пожелаю через это проходить. Форсаж незаконен, потому что угрожает безопасности движения. Здесь нужна последовательная и системная работа ДПС. Понятно, что любители гонок действуют с учётом коррумпированности сотрудников ДПС. Видимо у них игра такая: попался, откупись, и гоняй дальше.
Нурбек ТОКТАКУНОВ, юрист, правозащитник, руководитель Партнёрской группы «Прецедент»:
Опыт по борьбе с автогонщиками в других странах разнится: от штрафов до отправления авто на штрафстоянку. Однако самым эффективным способом можно считать практику, принятую в ОАЭ. Там автомобили гонщиков, устраивающих заезды в неположенных местах, просто конфискуют.
Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова
Кыргызстан, Бишкек. Другие новости 26.01.16
FT: Кризис в РФ вызовет радикализацию в Центральной Азии. Война России и «Исламского государства» распространится на новые регионы. / О событиях, произошедших 100 лет назад. / Свиной грипп добрался до Киргизии. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»