AMP18+

Центральная Азия

/

Прогресс ЕАЭС Как развивается бизнес в КР в условиях евразийской интеграции

Со дня, когда Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза, прошло более полугода. Всё это время республика активно включалась в интеграционный процесс и адаптировалась к новым условиям. Разумеется, работы ещё много, но уже сейчас происходят или намечаются значительные для кыргызской экономики и бизнеса перемены. В чём они заключаются?

Пожалуй, самый популярный довод в пользу членства в ЕАЭС – это отмена таможенного, санитарного и фитосанитарного видов контроля, благодаря чему у предпринимателей Кыргызстана появилась возможность выхода на 180-милионный рынок. Кроме того, проводится модернизация национальной испытательной базы: четыре первоочерёдных пункта пропуска на границе КР и семь ветеринарно-контрольных пропускных постов оснащены в соответствии с требованиями ЕАЭС. Почти три десятка кыргызстанских лабораторий и пять органов по сертификации и стандартизации Кыргызстана внесены в Единый реестр ЕАЭС, и документы, выданные ими, признаются во всех странах-участницах объединения. 18 кыргызских предприятий уже получили право поставлять продукцию на рынки стран ЕАЭС, из них 15 специализируются на поставках мясной и молочной продукции. А в прошлом году начал свою работу по финансированию бизнес-проектов Кыргызско-Российский фонд развития. Общая сумма выделенных фондом кредитов на данный момент составляет более одного миллиарда сомов.

Как отметил директор Агентства по продвижению инвестиций при Минэкономики КР Алмаз САЗБАКОВ в ходе круглого стола «Россия-Кыргызстан: состояние и перспективы развития экономического сотрудничества», вступление Кыргызстана в ЕАЭС открыло большие возможности для развития бизнеса в стране. Однако результаты зависят от того, какие условия предложит правительство инвесторам и предпринимателям, и как они, в свою очередь, воспользуются этими возможностями.

– На сегодня тенденция положительная, – отметил Сазбаков. – Если прямые инвестиции из Российской Федерации долгое время были на относительно небольшом уровне, то 2015 год показал позитивный рост. Объём прямых инвестиций из России составил 118 млн долларов за год, и это не предел. Мы работаем над тем, чтобы увеличить эту цифру в разы.

Для привлечения инвесторов кыргызское правительство планирует использовать нереализованный промышленный потенциал республики. Глава Агентства по продвижению инвестиций сообщил, что Министерство экономики уже работает над проектом закона о создании промзоны.

– Не секрет, что в советское время Кыргызская Республика была одной из промышленно-развитых стран, но сегодня этот потенциал не используется в должной мере, – пояснил Сазбаков. – Мы заинтересованы в том, чтобы предприятия РФ открывали здесь либо представительства, либо отдельные компании. Перво-наперво нужно создать условия для этого. Мы сейчас составляем карту простаивающих предприятий, на базе которых можно запустить новое производство. Думаю, это очень поможет потенциальным инвесторам.

И всё же, несмотря на уже имеющиеся достижения и интересные перспективы, бизнес Кыргызстана испытывает определённые трудности. Адаптация к новым условиям требует немало времени и усилий, а разразившийся экономический кризис только усложняет этот процесс.

В беседе председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей Кыргызстана Жыргалбек САГЫНБАЕВ отметил, что отечественный бизнес пока не готов к конкуренции на рынке ЕАЭС.

– Если честно, кыргызские предприниматели ещё не смогли до конца вникнуть в новые правила игры, но ещё до вступления в ЕАЭС я заявлял, что для полноценного вхождения в объединения понадобится год, – пояснил он. – Бизнесменам нужно время, чтобы почувствовать, что такое 180-милионный рынок, и разобраться с новыми техрегламентами. Кыргызстан, как и Армения, проходит активный период адаптации к условиям ЕАЭС. Думаю, до конца 2016 года мы окончательно освоимся.

– Какие возможности сегодня открыты для отечественного бизнеса в сфере взаимодействия с коллегами из ЕАЭС?

– Если говорить о кыргызско-российских экономических отношениях, то сегодня мы используем всего 30-40% имеющегося потенциала. Очень большие резервы находятся в сфере машиностроения, переработки сельхозпродукции. Перспективно открытие совместных предприятий по производству товаров, которые востребованы на рынке как Российской Федерации, так и Европы. Мы понимаем, что Россия сегодня переживает не лучшие времена из-за санкций. Я считаю, что в данный момент площадка Кыргызстана могла бы устроить обе стороны. Недавно Евросоюз предоставил нашей стране статус ВСП+. Это значит, что мы можем поставлять в страны ЕС по нулевой ставке более 6 тысяч наименований товара. Это может быть и продукция совместных предприятий: главное, чтобы она была произведена в Кыргызстане, а производитель был юридическим лицом КР. Кроме того, Китай нам предоставил «зелёный коридор» для поставки сельхозпродукции. Этот рынок для нас открыт, осталось только обзавестись хорошими лабораториями по европейским стандартам.

– Насколько привлекателен для инвесторов промышленный потенциал Кыргызстана?

– У нас очень много простаивающих предприятий, которые можно переформатировать под производство той или иной продукции, востребованной на рынке. По сравнению с Казахстаном и Россией, у нас более низкое налогообложение в сфере промышленности и более дешёвая рабочая сила. Это позволяет очень активно привлекать инвесторов. Такая работа уже ведётся. Недавно Союз промышленников и предпринимателей Кыргызской Республики подписал соглашение о взаимном сотрудничестве с губернатором Орловской области. В этом регионе наблюдается переизбыток промышленных предприятий, и несколько заводов хотят открыть свои представительства в Кыргызстане уже в скором времени. У нас выстраиваются отношения с Волгоградской, Оренбургской, Тверской областями. Большой интерес к Кыргызстану проявляет Беларусь. Машинно-тракторный парк нашей республики состоит, в частности, из белорусской техники производства Минского тракторного завода (МТЗ). В мае в Белоруссии организуют промышленный форум, в котором мы примем участие и будем подписывать документы по открытию в Кыргызстане дочерней компании этого завода. И белорусы, и казахи, и россияне сегодня задумываются над тем, чтобы открыть производство в Кыргызстане: прийти сюда со своим брендом, сохранить своё качество и при этом сэкономить на себестоимости производства. Постепенно в Кыргызстане будут открываться филиалы промышленных гигантов. Я думаю, 2016-2017 годы должны стать переломными для отечественной промышленности.

– Это в перспективе, а каковы реальные результаты?

– Снизились цены на ГСМ, которые влияют на все сферы бизнеса в Кыргызстане. Вопреки прогнозам скептиков, после вхождения в ЕАЭС цены на продукты питания не поднялись, а некоторые продовольственные товары даже подешевели. Рынок сегодня насыщен, поступает много товаров из России, Казахстана, Белоруссии. Нужно сказать, что пострадало очень много спекулянтов, которые скупали у населения продукцию и перепродавали её в страны ЕАЭС. Сейчас идёт обратная тенденция: более качественный и дешёвый продукт появляется на рынке Кыргызстана и потихоньку выдавливает перекупщиков. Это уже хороший сигнал для нас. И всё же полгода – это очень мало для того, чтобы выйти на новые рубежи, но уже нынешний год откроет все плюсы и минусы вхождения в ЕАЭС. Думаю, что плюсов будет намного больше.

Кыргызстан, Бишкек, Кристина Ахрамеева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Центральная Азия, В мире, Экономика,