Пока все говорят об опасности группировки ИГИЛ, признанной экстремистской и запрещенной в России, Беларуси, Казахстане и др. странах, движение «Таблиги Джамаат» (запрещено в РФ) завоевывает умы и сердца кыргызстанцев
После того, как в 2016 году по миру прокатилась волна терактов, которые унесли жизни жителей стран Европы, США, Центральной и Юго-Восточной Азии, все страны заговорили о том, что необходимо выработать единый комплекс мер против религиозного экстремизма. Не исключение и Кыргызстан, в котором регулярно задерживаются приверженцы «Хизб ут-Тахрир» (деятельность организации запрещена в РФ), ИГИЛ и других экстремистских организаций, а также чьи граждане уже были причастны к организации терактов в России и Турции.
Однако почему-то власти КР не говорят о другой угрозе – расползающемся по стране движении «Таблиги Джамаат», признанном во всех странах СНГ и Центральной Азии экстремистским, но открыто действующим на территории Кыргызстана.
В чем заключается его идеология, почему представителей движения не трогают власти страны и чем оно может быть опасно для мусульман и для представителей других религий, разбирался «МК».
«Таблиги Джамаат» – относительно молодое аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви под девизом: «Мусульмане! Будьте мусульманами!». Главной целью его стало духовное преобразование в исламе: его последователи наставляли заблудших мусульман на путь истинный и хотели приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммедом. Несением в мир ислама в движении занимались проповедники – дааватчи. Казалось бы, оно должно принести исламу лишь пользу. Однако вышло иначе: спустя много лет «Таблиги Джамаат» перешел в разряд радикальных суннитско-экстремистских движений. Он косвенно действует как вербовщик для террористических и экстремистских организаций. В частности, по данным правоохранителей, организация играла ключевую роль в становлении движений «Харкат-уль Моджахеддин» и «Харкат-уль-Джихад-е-Ислами» (обе организации запрещены в РФ), ее адепты уходят в ИДУ и ИГ (обе группировки запрещены в РФ). Причиной тому вольные трактовки ислама и Корана дааватчи, которые приближаются к джихадистской идеологии, затрагивая лишь тему джихада с неверными, но не задевая аспекта джихада внутреннего как совершенствования правоверного мусульманина в борьбе с соблазнами и неправедной жизнью, также движение не приемлет инакомыслия и нововведений в вере. И в последние годы движение стало преимущественно орудием кустарного, а подчас и радикального ислама: под благой целью распространить знания о своей религии, свои идеи вкладывают верующим агитаторы за вооруженное создание халифата и полное отторжение светских норм.
В Кыргызстане движение стало популярным в последнее десятилетие, после того, как вернулись в страну первые бесконтрольно обученные в зарубежных медресе и университетах Саудовской Аравии, Пакистана и Египта юноши, попавшие в руки радикалов, часть из которых как раз и влилась в ряды таблиговцев. Поскольку им была вложена в голову идеологическая версия, отличная от той, что представил миру Маулана Мухаммад Ильяс, и объяснить последователям суть движения они не смогли, работа таблиговцев иногда приобретает крайне любопытные формы. Дааватчи КР нередко нарушают в этом стремлении ряд норм, которые должны соблюдать – в частности, опрятный вид и запрет на дискуссии с представителем иного мазхаба (школы шариатского права, прим. Авт.), и пугают жителей республики, ходя по домам, агрессивно споря с жильцами и агитируя их отправиться в мечеть. Многие из них встают на праведный путь после тюрьмы или наркозависимости, но в данных случаях по поводу истинности их деяний для веры ставится большой вопрос. Да и за содержанием их проповедей, дидактическими материалами к ним и перемещением по стране фактически не следит никто: ни Госкомрелигии, ни ДУМК. По данным Центральноазиатского института по развитию, таких проповедников уже более 10 тысяч человек.
При всем этом в реестр как разрешенных, так и запрещенных религиозных движений республики «Таблиги Джамаат» не входит. Как официальное мусульманское движение таблиговцы не регистрировались. Тем не менее в 2009 году Госкомрелигии открыто заявил вместе с Советом безопасности республики, что Верховному суду необходимо рассмотреть вопрос о его запрете на территории КР как потенциально экстремистского и выступающего в качестве оппозиции официальному духовенству. Однако к их голосу сверху не прислушались. Как не прислушались ни к мировому опыту, демонстрирующему угрозу от деятельности движения, ни к данным 10-го ГУ МВД КР о том, что следует выяснить, на какие средства путешествуют по стране дааватчи и совпадают ли их идеи, проповедуемые народу, с Кораном и шариатом. Теперь в ДУМК считают, что дааватчи занимаются полезным делом: проповедуют положения ханафитского мазхаба, считающегося «официальным» в КР. В ведомстве даже обучили дааватчи, которые будут вести проповеди среди заблудших мусульман по канонам ислама в регионах и противостоять радикальному религиозному экстремизму. У направляемых в регионы дипломированных специалистов, в отличие от потенциальных экстремистов, на руках есть маршрут, схема движения с указанием времени и справка органов внутренних дел о том, что они не радикалы и не террористы, а также разрешение членов семьи, что они не против ухода человека на 40 дней, еще характеристика от имама, регистрационный номер и паспорт.
– В нашей республике движение приносит пользу, потому что благодаря ему мы можем распространять свой мазхаб. Чтобы запретить деятельность данной организации, следует выявить конкретные факты того, что они приносят вред и ведут деструктивную деятельность. Ради стабилизации общества мы должны с ними сотрудничать и направлять их в правильное русло, – пояснил журналистам муфтий Максатбек ажи ТОКТОМУШЕВ.
Однако проверки их проповедей как не было, так и нет. Меж тем дааватчи как своеобразный барьер между радикальным и традиционным видом ислама воспринимает и теолог Кадыр МАЛИКОВ.
– Кыргызстан выбрал свой путь: не запретил даават, иначе говоря, «национализировал». Муфтият полностью взял под свой контроль это течение, чтобы не было связки с криминалом. Некоторое время назад у населения дааватчики вызывали некоторые споры: внешний вид членов движения, их обход по дворам. Внутри даавата произошел раскол, и маленькая ее часть (около 10-15 процентов) отделилась и решила работать, как и раньше, продолжают носить пакистанскую одежду, не учатся и не работают. Даават необходимо модернизировать. Это своего рода реабилитационный центр, особенно в регионах. Лучше исправить даават, чем просто взять и добавить в «черный список». «Таблиги Джамаат» заполняет вакуум. Он хоть как-то стоит в противовес деструктивным, экстремистским организациям, – считает он.
Поощряет движение и глава государства Алмазбек АТАМБАЕВ: на итоговой пресс-конференции в 2015 году он заявил журналистам о том, что его деятельность вполне уместна.
– Мне кажется правильным, что в Кыргызстане не запрещают деятельность «Таблиги Джамаат». В некоторых странах запрещено носить белую тюбетейку или бороду. Я думаю, что Кыргызстан идет своей дрогой, и это правильно. Запретить легче всего. Запрет – путь в никуда. Вот запретили вы «Таблиги Джамаат», думаете, он пропал что ли? Действует. Другое дело, что однажды он примет радикальные формы. Мы должны идти путем убеждения. У нас последователи «Таблиги Джамаат» – это дааватчи. Мы не пустили это на самотек. У меня был в деревне один родственник-дааватчи: три месяца бухает и три месяца проповедует ислам. Теперь введена новая система, критерии ставятся, типа экзамена проводится. Пусть проповедуют нормальные вещи. Радикалов-то меньше не становится. Сбривайте бороды, запрещайте тюбетейки носить – тогда люди за автоматы возьмутся.
Однако «нормальными вещами» экспертное сообщество их идеи не считает. О том, как можно исправить положение дел, чтобы не потерять государство и государственность, говорилось на круглом столе в представительстве IWPR в республике под названием «Вопросы безопасности в Кыргызстане: религиозный аспект». И практически все приглашенные к обсуждению в формате диалога эксперты и журналисты сошлись во мнении относительно того, что большую угрозу вопреки расхожему обывательскому мнению представляет почему-то даже не «Хизб ут-Тахрир» или ИГИЛ (запрещены в РФ) и не другие организации, а прочно укоренившееся и признанное светской и духовной властью движение «Таблиги Джамаат», которое может стать бомбой замедленного действия не только для представителей иных конфессий, но и для традиционного ислама.
– Масштабы этого движения способны вытеснить не только представителей других конфессий и этносов из республики, но и традиционный для КР мазхаб, – беспокоится Наргиза АЛАПАЕВА, эксперт по безопасности. – Основной риск от подобной миссионерской деятельности – их последователи, которые являются основным контингентом для вербовщиков экстремистских движений. Религиозная ситуация в республике сейчас такова, что в среднесрочной перспективе возможен отход от светской модели государственного устройства к тому, что республика станет региональным центром распространения идей «Таблиги Джамаат» и местом сбора табликовцев из стран СНГ. Нам было бы необходимо перенять международный опыт борьбы с подобными организациями, тем более что у нас религия в этой форме набирает популярность среди молодежи, обладающей протестным потенциалом. Ее сейчас 29,7%, тогда как по исследованиям социологов, пороговое количество молодежи, способной изменить государственное устройство, составляет 15-16 %.
В качестве противостояния движению эксперт предложила усилить применение прогрессивных профилактических мер в борьбе с религиозным экстремизмом, и помимо прочего добавить казахский опыт с Антитеррористическими комиссиями, помогающими решать проблемы молодежи, не давая им уходить в радикальные религиозные течения и обеспечивая работой, финансовой и психологической помощью. Аналогичные меры по обеспечению молодежи местами работы и досуга и созданию новой идеологии предложили и ее коллеги, и журналисты. Но что может сделать гражданское общество без помощи государства и религиозных институтов? Кроме того, никто не подсчитывал, сколько последователей движения находится во власти и в правоохранительных органах, в ГКНБ КР – если организацию так защищают, значит, блюстители ее интересов наверняка там есть. А значит, при малейшем давлении на организацию республику может ожидать кровавый поток.
Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова
Кыргызстан, Бишкек. Другие новости 27.07.16
Средняя Азия несет террористическую угрозу для России. Один удар из Афганистана способен «обрушить» весь регион. / В Бишкеке задержан экстремист-выходец из Грузии. На момент задержания он был вооружен. / Турецкие власти предупреждают о госперевороте в Киргизии. Террористическая организация выбрала республику как базу. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»