Тайная угроза
Пока все говорят об опасности группировки ИГИЛ, признанной экстремистской и запрещенной в России, Беларуси, Казахстане и др. странах, движение «Таблиги Джамаат» (запрещено в РФ) завоевывает умы и сердца кыргызстанцев
После того, как в 2016 году по миру прокатилась волна терактов, которые унесли жизни жителей стран Европы, США, Центральной и Юго-Восточной Азии, все страны заговорили о том, что необходимо выработать единый комплекс мер против религиозного экстремизма. Не исключение и Кыргызстан, в котором регулярно задерживаются приверженцы «Хизб ут-Тахрир» (деятельность организации запрещена в РФ), ИГИЛ и других экстремистских организаций, а также чьи граждане уже были причастны к организации терактов в России и Турции.
Однако почему-то власти КР не говорят о другой угрозе – расползающемся по стране движении «Таблиги Джамаат», признанном во всех странах СНГ и Центральной Азии экстремистским, но открыто действующим на территории Кыргызстана.
В чем заключается его идеология, почему представителей движения не трогают власти страны и чем оно может быть опасно для мусульман и для представителей других религий, разбирался «МК».
«Таблиги Джамаат» – относительно молодое аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви под девизом: «Мусульмане! Будьте мусульманами!». Главной целью его стало духовное преобразование в исламе: его последователи наставляли заблудших мусульман на путь истинный и хотели приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммедом. Несением в мир ислама в движении занимались проповедники – дааватчи. Казалось бы, оно должно принести исламу лишь пользу. Однако вышло иначе: спустя много лет «Таблиги Джамаат» перешел в разряд радикальных суннитско-экстремистских движений. Он косвенно действует как вербовщик для террористических и экстремистских организаций. В частности, по данным правоохранителей, организация играла ключевую роль в становлении движений «Харкат-уль Моджахеддин» и «Харкат-уль-Джихад-е-Ислами» (обе организации запрещены в РФ), ее адепты уходят в ИДУ и ИГ (обе группировки запрещены в РФ). Причиной тому вольные трактовки ислама и Корана дааватчи, которые приближаются к джихадистской идеологии, затрагивая лишь тему джихада с неверными, но не задевая аспекта джихада внутреннего как совершенствования правоверного мусульманина в борьбе с соблазнами и неправедной жизнью, также движение не приемлет инакомыслия и нововведений в вере. И в последние годы движение стало преимущественно орудием кустарного, а подчас и радикального ислама: под благой целью распространить знания о своей религии, свои идеи вкладывают верующим агитаторы за вооруженное создание халифата и полное отторжение светских норм.
В Кыргызстане движение стало популярным в последнее десятилетие, после того, как вернулись в страну первые бесконтрольно обученные в зарубежных медресе и университетах Саудовской Аравии, Пакистана и Египта юноши, попавшие в руки радикалов, часть из которых как раз и влилась в ряды таблиговцев. Поскольку им была вложена в голову идеологическая версия, отличная от той, что представил миру Маулана Мухаммад Ильяс, и объяснить последователям суть движения они не смогли, работа таблиговцев иногда приобретает крайне любопытные формы. Дааватчи КР нередко нарушают в этом стремлении ряд норм, которые должны соблюдать – в частности, опрятный вид и запрет на дискуссии с представителем иного мазхаба (школы шариатского права, прим. Авт.), и пугают жителей республики, ходя по домам, агрессивно споря с жильцами и агитируя их отправиться в мечеть. Многие из них встают на праведный путь после тюрьмы или наркозависимости, но в данных случаях по поводу истинности их деяний для веры ставится большой вопрос. Да и за содержанием их проповедей, дидактическими материалами к ним и перемещением по стране фактически не следит никто: ни Госкомрелигии, ни ДУМК. По данным Центральноазиатского института по развитию, таких проповедников уже более 10 тысяч человек.
При всем этом в реестр как разрешенных, так и запрещенных религиозных движений республики «Таблиги Джамаат» не входит. Как официальное мусульманское движение таблиговцы не регистрировались. Тем не менее в 2009 году Госкомрелигии открыто заявил вместе с Советом безопасности республики, что Верховному суду необходимо рассмотреть вопрос о его запрете на территории КР как потенциально экстремистского и выступающего в качестве оппозиции официальному духовенству. Однако к их голосу сверху не прислушались. Как не прислушались ни к мировому опыту, демонстрирующему угрозу от деятельности движения, ни к данным 10-го ГУ МВД КР о том, что следует выяснить, на какие средства путешествуют по стране дааватчи и совпадают ли их идеи, проповедуемые народу, с Кораном и шариатом. Теперь в ДУМК считают, что дааватчи занимаются полезным делом: проповедуют положения ханафитского мазхаба, считающегося «официальным» в КР. В ведомстве даже обучили дааватчи, которые будут вести проповеди среди заблудших мусульман по канонам ислама в регионах и противостоять радикальному религиозному экстремизму. У направляемых в регионы дипломированных специалистов, в отличие от потенциальных экстремистов, на руках есть маршрут, схема движения с указанием времени и справка органов внутренних дел о том, что они не радикалы и не террористы, а также разрешение членов семьи, что они не против ухода человека на 40 дней, еще характеристика от имама, регистрационный номер и паспорт.
– В нашей республике движение приносит пользу, потому что благодаря ему мы можем распространять свой мазхаб. Чтобы запретить деятельность данной организации, следует выявить конкретные факты того, что они приносят вред и ведут деструктивную деятельность. Ради стабилизации общества мы должны с ними сотрудничать и направлять их в правильное русло, – пояснил журналистам муфтий Максатбек ажи ТОКТОМУШЕВ.
Однако проверки их проповедей как не было, так и нет. Меж тем дааватчи как своеобразный барьер между радикальным и традиционным видом ислама воспринимает и теолог Кадыр МАЛИКОВ.
– Кыргызстан выбрал свой путь: не запретил даават, иначе говоря, «национализировал». Муфтият полностью взял под свой контроль это течение, чтобы не было связки с криминалом. Некоторое время назад у населения дааватчики вызывали некоторые споры: внешний вид членов движения, их обход по дворам. Внутри даавата произошел раскол, и маленькая ее часть (около 10-15 процентов) отделилась и решила работать, как и раньше, продолжают носить пакистанскую одежду, не учатся и не работают. Даават необходимо модернизировать. Это своего рода реабилитационный центр, особенно в регионах. Лучше исправить даават, чем просто взять и добавить в «черный список». «Таблиги Джамаат» заполняет вакуум. Он хоть как-то стоит в противовес деструктивным, экстремистским организациям, – считает он.
Поощряет движение и глава государства Алмазбек АТАМБАЕВ: на итоговой пресс-конференции в 2015 году он заявил журналистам о том, что его деятельность вполне уместна.
– Мне кажется правильным, что в Кыргызстане не запрещают деятельность «Таблиги Джамаат». В некоторых странах запрещено носить белую тюбетейку или бороду. Я думаю, что Кыргызстан идет своей дрогой, и это правильно. Запретить легче всего. Запрет – путь в никуда. Вот запретили вы «Таблиги Джамаат», думаете, он пропал что ли? Действует. Другое дело, что однажды он примет радикальные формы. Мы должны идти путем убеждения. У нас последователи «Таблиги Джамаат» – это дааватчи. Мы не пустили это на самотек. У меня был в деревне один родственник-дааватчи: три месяца бухает и три месяца проповедует ислам. Теперь введена новая система, критерии ставятся, типа экзамена проводится. Пусть проповедуют нормальные вещи. Радикалов-то меньше не становится. Сбривайте бороды, запрещайте тюбетейки носить – тогда люди за автоматы возьмутся.
Однако «нормальными вещами» экспертное сообщество их идеи не считает. О том, как можно исправить положение дел, чтобы не потерять государство и государственность, говорилось на круглом столе в представительстве IWPR в республике под названием «Вопросы безопасности в Кыргызстане: религиозный аспект». И практически все приглашенные к обсуждению в формате диалога эксперты и журналисты сошлись во мнении относительно того, что большую угрозу вопреки расхожему обывательскому мнению представляет почему-то даже не «Хизб ут-Тахрир» или ИГИЛ (запрещены в РФ) и не другие организации, а прочно укоренившееся и признанное светской и духовной властью движение «Таблиги Джамаат», которое может стать бомбой замедленного действия не только для представителей иных конфессий, но и для традиционного ислама.
– Масштабы этого движения способны вытеснить не только представителей других конфессий и этносов из республики, но и традиционный для КР мазхаб, – беспокоится Наргиза АЛАПАЕВА, эксперт по безопасности. – Основной риск от подобной миссионерской деятельности – их последователи, которые являются основным контингентом для вербовщиков экстремистских движений. Религиозная ситуация в республике сейчас такова, что в среднесрочной перспективе возможен отход от светской модели государственного устройства к тому, что республика станет региональным центром распространения идей «Таблиги Джамаат» и местом сбора табликовцев из стран СНГ. Нам было бы необходимо перенять международный опыт борьбы с подобными организациями, тем более что у нас религия в этой форме набирает популярность среди молодежи, обладающей протестным потенциалом. Ее сейчас 29,7%, тогда как по исследованиям социологов, пороговое количество молодежи, способной изменить государственное устройство, составляет 15-16 %.
В качестве противостояния движению эксперт предложила усилить применение прогрессивных профилактических мер в борьбе с религиозным экстремизмом, и помимо прочего добавить казахский опыт с Антитеррористическими комиссиями, помогающими решать проблемы молодежи, не давая им уходить в радикальные религиозные течения и обеспечивая работой, финансовой и психологической помощью. Аналогичные меры по обеспечению молодежи местами работы и досуга и созданию новой идеологии предложили и ее коллеги, и журналисты. Но что может сделать гражданское общество без помощи государства и религиозных институтов? Кроме того, никто не подсчитывал, сколько последователей движения находится во власти и в правоохранительных органах, в ГКНБ КР – если организацию так защищают, значит, блюстители ее интересов наверняка там есть. А значит, при малейшем давлении на организацию республику может ожидать кровавый поток.
Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова
© 2016, РИА «Новый День»