Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?
Распад СССР стал не только экономической и гуманитарной катастрофой для вышедших из него стран, но и культурной. Затронем лишь одну её сторону – кинематограф. Благодаря бездушию властей республики доступ к кинолентам, отснятым в советское время кыргызстанскими режиссёрами, оказался закрыт. И хотя сотни отечественных документальных и художественных фильмов хранятся в России, жители Кыргызстана лишены возможности увидеть их в хорошем качестве.
В 75-ю годовщину кыргызского кино выступающие с трибун государственные мужи неустанно твердят о «кыргызском чуде», о замечательных фильмах отечественных режиссёров, которые получили признание не только в Советском Союзе, но и на всемирных кинофестивалях. И действительно, гордиться отечественному кино есть чем. И хотя на самой маленькой киностудии снято большое количество замечательных фильмов, увидеть большую их часть не представляется возможности, так как они хранятся в архивах Госфильмофонда России в виде плёнок и фонограмм и доступ к ним хотя и не закрытый, но платный. А это около 140 художественных, 500 документальных и 35 мультипликационных фильмов, выпущенных «Кыргызфильмом» в советскую эпоху!
Со стороны руководства КР серьёзных шагов по возвращению отечественного кинонаследия пока не предпринималось. И даже в нынешнем году, объявленным Годом истории и культуры, проблема утраты целого её пласта государство не сильно заботит.
По мнению Каридина Акматалиева, известного кыргызского режиссёра, решение сложившейся проблемы может быть только одно – нужно поднять этот вопрос на кыргызско-российском правительственном уровне и запустить проект по оцифровке отечественных фильмов.
– На мой взгляд, это даже не золотой, а бриллиантовый запас фильмов, образный ряд для будущей истории, который запечатлели наши кинематографисты. Раньше существовали чёткие кинематографические производственные правила. Все исходные данные фильмов, выходящих во всесоюзный прокат – отснятые плёнки, фонограммы, всю сопутствующую документацию – обязательно сдавали в московское кинохранилище. Сделав необходимое число копий для рассылки в кинотеатры, негативы и исходники помещались в специально оборудованный архив. Сейчас он носит название Госфильмофонд России и находится в Белых столбах (микрорайон города Домодедово Московской области – прим. ред.), – рассказывает режиссёр. – Даже при соблюдении всех необходимых условий хранения, целлулоидная плёнка через 50-70 лет теряет своё качество. Для сохранения имеющегося наследия сейчас применяются цифровые технологии. Чтобы преобразовать фильм на плёнке в цифровой формат используется дорогостоящее сканирующее устройство. Сотрудники Госфильмохранилиша Госархива КР постоянно обращаются к правительству с просьбой о помощи в приобретении устройства, чтобы сохранить от утраты то немногое, что имеется в республиканских видеоархивах. На мой взгляд, если бы у нас был такой аппарат, то мы бы могли сделать запрос в Москву на получение оригинальных материалов для оцифровки и создания максимально полной коллекции отечественных фильмов в цифровом формате. Тем более, что сейчас Кыргызстан переходит на цифровое вещание. Скоро телевизионные студии появятся во всех маленьких городах и эфирное время нужно будет чем-то заполнять. Почему бы кыргызстанцам наряду с новостями, ток-шоу, современными кинолентами не показывать лучшие фильмы отечественных режиссёров?!
С данной позицией солидарна и дочь выдающегося режиссёра Толомуша Океева Азиза Океева. В беседе с нашим корреспондентом о проблеме утраты кыргызского кинонаследия она призналась, что узнала об этом 15 лет назад, когда попыталась купить фильмы своего отца на дисках, чтобы показать их своим детям.
– Как-то я обратилась в киностудию «Кыргызфильм» с просьбой продать мне фильмы моего отца. И оказалось, что многих из них в киностудии, носящей его имя, просто нет. Как нет и большинства картин других режиссёров. Меня поразил этот факт. Получается, что современный широкий зритель лишён возможности увидеть большую часть кыргызских фильмов, – рассказывает Азиза Океева.
– Когда я спросила у работников «Кыргызфильма», почему бы не вернуть эти киноленты из России в Кыргызстан, мне ответили, что для этого нужны финансовые средства, которых нет. На культуру государство должно выделять 0,03% от бюджета, однако и эти средства приходят не полностью, а на киноискусство остаётся совсем мизер. Многолетняя нищета не лучшим образом сказывается на содержании и качестве современных фильмах, на профессионализме актёров, режиссёров и кинопроизводстве в целом. Всё упирается в отсутствие необходимых средств. Система кино серьёзно больна и вынуждена самовыживать.
Азиза Океева не смирилась с тем, что ей твердили о невозможности приобрести и оцифровать национальные фильмы и обратилась напрямую в Госфильмофонд России. Выкупила промышленные BETACAM-копии кинофильмов Толомуша Океева, а затем оцифровала их в частном порядке. Разумеется, о каком-то высоком качестве оцифровки речи не шло, но дочь прославленного режиссёра радовалась тому, что её дети и внуки могут смотреть киноленты деда в любое время.
– Наблюдая все эти годы за состоянием дел по сохранению кинонаследия, я вижу, что государство в данном направлении ничего не делает. Ведь старые кыргызские фильмы до сих пор востребованы и для показа в ретроспективах за рубежом. Поэтому я бы хотела обратиться в Год 75-летия кыргызского кино к общественности и властным структурам Кыргызстана с просьбой заняться вопросами сохранения кыргызского кинонаследия на государственном уровне. От имени деятелей кино, их наследников мы хотим обратиться лично к президенту КР Алмазбеку Атамбаеву с просьбой уделить внимание этому вопросу и поиску средств. Возвращение фильмов наших кинорежиссёров на Родину – важная задача. Их необходимо растиражировать и обязательно показывать по нашему телевидению в хорошем качестве. Нужно сделать всё, чтобы любой желающий мог свободно приобрести диски с картинами в магазинах. Это, на мой взгляд, очень важный шаг для культуры независимого государства. И для этого не обязательно возвращать в Кыргызстан исходные материалы к фильмам, достаточно их оцифровать и сделать достоянием нашей республики.
Кыргызстан, Бишкек, Александр Шабалин
© 2016, РИА «Новый День»