AMP18+

Авторская колонка

/

Окончательной победы в войне двух Украин быть не может Авторская колонка Владимира Корнилова

Об этом в авторской колонке для РИА «Новый Регион» пишет киевский политолог Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Данный материал участвует в проекте агентства «Битва колумнистов». Если Вам импонирует мнение Владимира Корнилова, проголосуйте, нажав кнопку «Нравится» в социальной сети, где зарегистрирован Ваш аккаунт. С колонками остальных участников «Битвы» можно ознакомиться здесь >>>

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

...Знаете, в чем основная проблема украинских государственников (или «дэржавныкив», как они себя любят называть), которую они разрешить не в силах, что бы они ни придумывали? В том, что им надо постоянно придумывать прямо противоположные объяснения для собственного народа по поводу природы и сущности этого самого народа.

Вспомните, чем занимались эти самые «дэржавныкы» в конце 80-х – начале 90-х. Они долго и нудно объясняли населению Украины, в чем и почему оно, это население, коренным образом отличается от живущих рядом россиян. Я вспоминаю, как на одной из первых лекций «Просвит» в Донецке году эдак в 89-м какой-то интеллигент со свежевыращенными «вусами» объяснял ошеломленной публике разницу между русским и украинским языками. Главным «аргументом», прямо-таки сбивающим с ног своей новизной и откровенностью, было следующее утверждение: «Вы посмотрите, как это звучит по-русски: «он-она-оно». И вдумайтесь, как это звучит по-украински: «вин-вона-воно». Вы же видите, какая разница!!!» И все просвитяне вокруг зашумели, загалдели: «А ведь действительно! А ведь это ж надо! А ведь разница-то колоссальная!»

Тем же дончанам постоянно рассказывали, насколько они отличаются от живущих рядом ростовчан, потому что там же живет некий народ «моксель», некие потомки Орды, мордвы или еще чего-то, к нам, украинцам, не имеющего ну никакого отношения! И вы знаете, на кого-то подействовало! Да, сказали некоторые жители Украины, вы посмотрите, насколько мы разные! У них ведь, к примеру, «гэкают», а у нас «хэкают». Мы, к примеру, «шо» говорим, а они «чокают»! Да нет, ну, само собой – разные народы, и баста!

Казалось бы, должен «дэржавнык» радоваться, потирать руки – своего, мол, достиг. Ан нет, только он убедил дончан в том, что они с ростовчанами разные народы, и тут же возникает для украинотворца новая проблема, гораздо более серьезная, чем первая. Посмотрел дончанин на такого отличного от него ростовчанина, убедился в своей разности с ним, и тут же взглянул на запад. И что же увидел там? А оказалось, что с проживающим в одном с ним государстве галичанином у него гораздо больше разности, чем с таким отличным от него ростовчанином или белгородцем!

И действительно ведь! Если мы проедем от Одессы до Донецка, а потом до Ростова, потом до Урала и так, не останавливаясь, до Владивостока доберемся, то обнаружим, что при массе региональных различий, при массе отличий между нашими говорами (вроде «чо» и «шо»), мы все равно ходим в одни и те же церкви, говорим на одном и том же языке, отмечаем одинаковым способом одни и те же праздники, чтим одних и тех же героев, читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы и сериалы… А проедем гораздо меньшее расстояние от Львова до того же Донецка – и выясняем, что мы, оказывается, ходим в разные церкви, говорим на разных языках, отмечаем разные праздники, чтим совершенно разных героев… и далее по списку.

И, хочешь – не хочешь, возникает закономерный вопрос: если мы, дончане, настолько отличаемся от ростовчан, что должны жить с ними в разных государствах, то почему мы, еще более отличающиеся от галичан, должны жить с ними в одном государстве?

И вот эта задача – объяснить одновременно, почему украинцы должны жить в отдельном от россиян государстве, но при этом жить друг с другом вместе – неразрешима для украинского «дэржавныка», как бы он ни бился! Эта дилемма, эта проблема, этот внутренний дуализм разрывают и будут разрывать украинское государство изнутри, какие бы модели взаимоотношений внутри этого государства ни придумывали.

Борьба двух (как минимум, двух) Украин ведется с момента появления политического термина «Украина» – не путать с географическим! Эта борьба то затихает, то переходит в горячую фазу, то ведется исключительно в теоретической плоскости на страницах газет, то выливается в противостояние на «майданах» или на выборах, но она никогда не останавливается. Бывают моменты, когда кажется, что одна Украина навсегда задавила другую. Ну, кто в здравом уме мог подумать в 70-е годы, что та Украина, которая давно была загнана в «схроны», преобразовалась в канадские «дияспоры» и давно забыта и проклята на этой земле, не просто возродится, но и начнет рулить на этой территории! Однако в 2004 году та Украина победила иную и решила воспользоваться моментом, чтобы загнать ее, другую Украину, в такие же «схроны». Они думали, что победили навечно и решили поскорее воспользоваться моментом, давя нас по идеологическому, по культурному направлениям. Но не тут -то было!

Опыт последних лет в очередной раз убедительно доказал: полной и окончательной победы одной из двух Украин над другой быть не может! Противоречия, заложенные в саму природу нынешней Украины, сотканной из лоскутов различных империй с различной историей, культурой, ментальностью, языком и религией, все равно будут разрывать это государство. И при каждом очередном витке истории, при каждом очередном «майдане», эти противоречия будут нарастать. Попытка одной Украины задавить другую может привести к окончательному развалу, причем очень болезненному.

Выхода только два: либо расходиться, поняв, насколько мы разные, либо же попробовать соединить эти противоречия в одном федеративном (а еще лучше – в конфедеративном) государстве, которое объединяло бы исторические земли, сложившиеся на этой территории – Донбасс, Галичину, Крым, Новороссию, Слобожанщину, Волынь, Закарпатье и, само собой, Малороссию. Конечно же, федерализм – это не панацея, это не гарантия того, что Украина после его внедрения не развалится. Но я знаю наверняка: федерализм – это либо способ (причем единственный способ!) сохранить эту территорию в рамках единого административного образования, либо же единственный механизм для более цивилизованного развода, чем это может произойти при сохранении унитарной модели.

Меня, конечно, могут обвинить после таких слов в сепаратизме. Но заметьте, в отличие от наших «дэржавныкив» я хотя бы ищу способы решения проблем, разрывающих Украину. Они же своим упрямым желанием унифицировать страну только усиливают сепаратистские тенденции и ведут дело к развалу. Специально для них хочу напомнить слова одного из предтеч политического украинства писателя Павла Грабовского: «Самой большой бессмыслицей является та, будто Украина была когда-либо единым неделимым телом с точки зрения национальных интересов и борьбы, как хотят заверить нас наши псевдопатриоты, – такой Украины никогда не существовало и не существует».

Ничего не изменилось в этом смысле. И смею вас заверить, не изменится…

Киев, Владимир Корнилов

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Политика,