Мнение: Прокишинёвское лобби действует в Приднестровье более активно, нежели проукраинское Авторская колонка
После серии кардинальных уступок, совершённых Кишинёву новым руководством ПМР, пришедшим к власти после президентских выборов 2011 года, стало ясно: власти Молдовы получили в Приднестровье сильные позиции. Причём такие, о которых раньше они не могли даже мечтать. Об этом в авторской колонке для РИА «Новый Регион» пишет приднестровский политолог Андрей Сафонов.
Ставка больше, чем жизнь?
Уступки Тирасполя общеизвестны. Главная – это «Третий Пакет» повестки дня переговоров в формате «5+2», дающий Кишинёву право официально ставить вопросы вывода из ПМР остатков 14-й общевойсковой армии Российской Федерации; замену миротворческих сил России, Приднестровья и Молдовы на неких гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ; а также обсуждать возможный статус Приднестровья как «широкой автономии» в составе унитарной Молдовы.
После соглашений по железной дороге и таможне, подписанных 26 марта и вступивших в силу 30 апреля, таможенники Республики Молдова появились непосредственно на территории ПМР – в Бендерах и Рыбнице. А железнодорожные станции вроде Слободки, через которые в Приднестровье до последнего времени ввозился неконтролируемый Кишинёвом импорт из Украины, фактически попали в систему (а, значит, под контроль) «Железной дороги Молдовы». На приднестровские фирмы, ввозящие без санкции молдовской таможни в ПМР из Украины сырьё и товары, нужные им, Кишинёв накладывает штрафы якобы за контрабанду. Капкан захлопнулся.
Несмотря на всё это, президент ПМР Евгений Шевчук и премьер-министр РМ Влад Филат летели одним авиарейсом на июньские переговоры в Ротах-Эгерн (Германия), которые состоялись под эгидой ОБСЕ. Позднее они опять летали в Афон – вместе помолиться Богу, как гласили официальные сообщения.
Впрочем, совместное обращение к Всевышнему не помешало Филату принять самое активное участие в запрете советской символики в Молдове; выдвинуть предложение о ликвидации памятников, на которых установлены советские танки как символы освобождения городов и сёл Молдавии от фашистов; а также раскритиковать действия патриотических сил, которые 5 августа сорвали в городе Бельцы марш сторонников присоединения РМ к Румынии.
Эти «штрихи к портрету» партнёра по переговорам нынешние официальные СМИ Приднестровья, контролируемые командой президента Евгения Шевчука, деликатно стараются не замечать.
А Кишинёв, со своей стороны, явно делает ставку на сохранение у власти и упрочение положения нынешнего руководства ПМР. Прежде всего – тандема, состоящего из президента Евгения Шевчука и министра иностранных дел Нины Штански.
Счёт пошёл на недели
Теперь, когда несколько важных рубежей Кишинёвом уже взяты, на очереди – следующие.
Во-первых, начать реальное обсуждение в сентябре на новой встрече в формате «5+2» содержимого «Третьего пакета».
Во-вторых, полностью и официально взять под контроль импорт, ввозимый в ПМР через украинско-приднестровскую границу.
В-третьих, проникнуть на рынок связи ПМР и взять под полный или частичный контроль телефонные переговоры и Интернет-пространство Приднестровья.
Ситуация с «Третьим пакетом» и импортом будет определяться в ближайшие месяцы. По «пакету» – на трёх встречах в формате «5+2», которые пройдут в сентябре-ноябре. Уже одна небывалая ранее скорость переговоров говорит о том, что Кишинёв и его союзники в лице, прежде всего, ЕС и США хотят вырвать у нынешней приднестровской администрации как можно больше новых уступок и как можно скорее. Что же касается импорта, а, точнее, желания взять за горло приднестровскую экономику, то здесь будет много зависеть от того, продлит ли после 30 сентября тандем Шевчук-Штански действие явно провальных для ПМР железнодорожного и таможенного соглашений.
Но есть сфера, где всё может решиться в ближайшие недели или даже дни.
И эта сфера – связь.
Встреча, вызвавшая вопросы…
Намерения Кишинёва логичны. Проникая на приднестровский рынок связи, власти Молдовы ослабляют не только Приднестровское государство государство и предпринимательство Приднестровья в стратегически важной сфере, но и внешних партнёров ПМР.
Прежде всего – Украину.
Дело в том, что до сего дня в ПМР легально работает один оператор связи – компания «Интерднестрком». До 2012 года она входила, а, может, де-факто входит и сейчас в холдинг «Шериф». Мнения тут разные. Услуги в сфере мобильной связи «Интерднестрком» (сокращённо – IDC) предоставляет в стандарте CDMA. Несколько лет назад приднестровский оператор купил лицензию у молдовского правительства для работы на территории РМ. Но Кишинёв попросту «кинул» IDC: лицензию аннулировал, а заплаченный 1 миллион долларов не вернул.
В этом году Президент ПМР Евгений Шевчук пригласил представителей «Интерднестркома» и профильной Государственной службы связи и объявил: в ПМР будет работать оператор, предоставляющий услуги в стандарте GSM.
Сам факт такой встречи и заявления главы государства вызывал некоторые вопросы. Почему об этом объявляет лично президент, а не руководитель упомянутой госслужбы? И почему непременно в стандарте GSM, а не в том же CDMA, или в каком-нибудь другом? Надо отметить, при «старом режиме» в ПМР президент Игорь Смирнов лично не организовывал подобные встречи, чтобы оппозиция его не обвиняла в лоббизме интересов тех или иных бизнес-структур.
Не желая гадать, будем верить, что новый президент искренне хочет демонополизировать рынок связи Приднестровья.
Трое на старте, двое у финиша?
Однако здесь встают новые вопросы.
На получение лицензии претендуют, как сообщалось в СМИ, три фирмы.
Первая – «Мобигрупп». – Её возглавляет руководитель «Шерифа» Виктор Гушан. То есть это – отечественный, приднестровский бизнес.
Вторая – «Мобилайт». 21 августа руководство компании на пресс-конференции в Тирасполе заявило, что украинский «Киевстар» оказывает ей техническую помощь и содействие в подготовке персонала. Ранее были попытки увязать «Мобилайт» и с экс-президентом ПМР Игорем Смирновым, но фирма официально опровергла такого рода утверждения.
Третья – «Плэй». Именно её в СМИ увязывают с Молдовой, причём есть мнение, что её интересы патронирует премьер-министр РМ Влад Филат – главный партнёр Евгения Шевчука по переговорам со стороны Кишинёва.
На уже упомянутой пресс-конференции 21 августа руководство «Мобилайта» заявило, что «Мобигрупп» не будет участвовать в финальной стадии борьбы за лицензию. Если исходить из сказанного, то остаётся два претендента: «Мобилайт» и «Плэй».
И, что самое интересное, большинство наблюдателей полагает, что именно «Плэй» обладает наибольшими шансами получить лицензию.
Именно вариант с «Плэй», как можно предположить, несёт в себе как прямую угрозу национальной безопасности самой ПМР, так и позициям Украины в Приднестровье.
Новые рубежи румынской экспансии
Известно, что нынешние правонационалистические власти Молдовы, ставшие у руля в Кишинёве после падения коммунистов в 2009 году, стремительно сближаются с Румынией. Вот что говорит, например, президент РМ Николае Тимофти, которого относят к унионистам:
«Мы хотели бы быть с Румынией в Европейском Союзе. До тех пор, в том числе с помощью наших братьев и партнеров из Румынии, мы унифицируем законодательство, процедуры, менталитет. Другими словами, устраняем несправедливость, совершенную с момента установки стены на реке Прут после Второй Мировой войны. Люди по обе стороны реки Прут пострадали в результате этого политического решения».
Со своей стороны, Траян Бэсеску, 21 августа вернувшийся по решению Конституционного Суда страны в президентский дворец, выражает мнение всей политической элиты Румынии, а также мнение 87% населения своей страны, желающих, по данным социологических опросов, присоединить Молдову (разумеется, с Приднестровьем):
«Вступление Молдовы в ЕС – это первый шаг на пути объединения с Румынией».
Естественно, в рамках этого курса на поглощение бывшей МССР, Румыния, как и официальный Кишинёв, заинтересована во всемерном проникновении в Приднестровье. А это выводит угрозу румынской экспансии прямиком на украинские границы.
Сбудутся ли планы Кишинёва и Бухареста?
Если фирма, связанная с Кишинёвом, победит структуру, так или иначе связанную с Украиной, то это означает лишь одно: позиции Кишинёва при новой приднестровской власти в Тирасполе сильнее, нежели позиции Киева.
И ещё это означает, что прокишинёвское лобби активнее и влиятельнее в ПМР, чем проукраинское. О России в данном случае мы не говорим, потому что российские операторы интереса к приднестровскому рынку связи пока не проявили. Зато Румыния, укрепляющая связи с РМ во всех областях в качестве «старшего брата», получит возможность вести в ПМР и в приграничных районах Украины обширную разведывательную работу.
Во-первых, молдовская Служба информации и безопасности (СИБ РМ), румыны и западные спецслужбы, работающие с Бухарестом, смогут прослушивать всех абонентов, которые пожелают воспользоваться услугами нового оператора. Среди таковых могут оказаться приднестровские политики, бизнесмены, силовики, а также дислоцированные в ПМР российские военные. Граждане Украины, как живущие в ПМР, так и в самой Украине, тоже попадут «под раздачу». Надо ли говорить, как пополнится банк данных молдовской и румынской «контор»? На пресс-конференции 21 августа было сказано, что коммутационный центр «Мобилайта» будет размещаться в Тирасполе, что не позволит Молдове получить доступ к банку данных компании. А вот аналогичный центр фирмы «Плэй», по словам руководителей «Мобилайта», будет размещаться в Кишинёве. Если это так, то комментарии излишни.
Во-вторых, со временем под контроль РМ и Румынии будет взята часть Интернет-пространства ПМР и Украины (прежде всего, приграничные районы Одесской области). Известно, насколько это важно для Бухареста, мечтающего вновь увидеть «у себя» Южную Бессарабию, северную Буковину, часть Одессщины.
В-третьих, деньги, полученные «кишинёвской» компанией, будут уходить в РМ, а не оставаться в ПМР. Соответственно, «Интерднестрком» потеряет часть рынка и ослабнет. Что же касается «Мобилайта», то данная фирма, отметили её руководители» – приднестровский резидент, но не дочерняя структура того же «Киевстара». Заработанные ею деньги осядут в Приднестровье.
Кстати, Кишинёв уже давно ведёт наступление на позиции и самой Украины в сфере мобильной связи. Ранее «Киевстар» можно было легко ловить в большинстве районов ПМР и даже в Молдове – на расстоянии 20-25 км от молдо-приднестровской границы. Теперь это практически невозможно: даже на трассе Кучурган-Тирасполь на сигнал украинцев «сели» кишинёвские «братья».
Чем завершится эта история – мы скоро узнаем. А пока остаётся предполагать: будут ли учтены ли при принятии решения в сфере связи государственные интересы ПМР или главными окажутся какие-то иные мотивы?
Тирасполь – Киев, Андрей Сафонов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».