Со 2 апреля у православных южноуральцев начинается Страстная неделя
С понедельника у южноуральских христиан начинается Страстная неделя, установленная в память страданий Иисуса Христа. Все дни Страстной недели называются Великими, причем с каждым из них связаны свои обычаи и приметы.
В храме в эти дни читают Евангелие Страстей Христовых или Страданий Христовых, о том, как он был предан Иудой, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на седмице строже, чем в предыдущие недели. Эту неделю называют также Белою или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, убирать в доме.
В Страстной понедельник церковь даёт для размышления образ «бесплодной смоковницы», осужденной Христом.
Вторник посвящен теме «мудрых дев», которые, в отличие от своих неразумных сестёр, были готовы к приходу Господа.
В среду все внимание обращается на «раскаявшуюся блудницу». Служба подчёркивает разницу между спасённой грешной женщиной и погибшим Иудой, избранным апостолом: первая отдаёт своё богатство Христу, второй – за деньги предаёт Христа.
Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной или Чистый четверг – Великий Четверток. Этот день установлен церковью в воспоминание тайной вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. Там впервые Иисус сам установил таинство причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.
Кроме того, в Великий четверг совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и свече: ей выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Обычай сохранился до сих пор. Большое значение придавали и четверговому хлебу, поэтому в память о преломлении хлеба на Тайной Вечери, в этот день в храме подают заздравную просфору. В Великий Четверг пекли куличи и красили яйца. Четверг на страстной неделе сосредоточил вокруг себя огромное число поверий и примет. Например – «какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье» или «в Великий четверг мороз, так и под кустом овес» . В этот день варят кисель, обычно овсяный, выносят его в миске на улицу и кричат: «Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овес, нашу рожь, а бей быльник да крапивник!». Также самым тщательным образом моют и украшают дом. Обязательным было купание в бане. Сугубо великочетверговым делом было приготовление «четверговой соли»: обычную крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей. Крестьяне объясняли, что такая соль очищена от скверны, поэтому обладает целебными свойствами, ее хранили в течение года как лечебное средство для людей и для скота.
Особо строгий пост соблюдается в пятницу – Великий Пяток. В это день вообще нельзя было есть. «Если на страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном. Если под страстную пятницу заряно, пшеница будет зернисты», – говорили предки.
Суббота на страстной неделе – великая, красильная. В этот день красят яйца. По приметам считалось, что в субботу перед пасхой солнце встречается с месяцем и если в этот день погода ясная и солнечная, то лето будет хорошее и наоборот.
В воскресенье 8 апреля всех ожидает большой праздник – Пасха. Отметим, что в 2007 году праздник в честь воскрешения Христа в православной и католической традиции совпадают.
Челябинск, Ольга Ионова
© 2007, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».