AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «Нового Региона»: многократный зум

На прошлой неделе в Челябинске презентовали масштабный аналитический проект «СоPRAнО», заявленный как первое крупное исследование феномена элиты Южного Урала. Резонанс это событие вызвало небольшой, так как ни журналисты, ни электорат не почерпнули из исследования ничего нового, все озвученные выводы лежали на поверхности. Тем не менее, сам факт появления данного проекта представляется весьма любопытным с точки зрения еще одного способа отъема денег у определенной категории населения. Причем, сами участники этой игры, похоже, не догадываются, что их товарно-денежные отношения имеют весьма серьезные последствия для другой части населения, гораздо более многочисленной. Комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:

«Приближение выборов всегда можно опознать по специфическому поведению всевозможных PR-контор. У них наступает хлопотливая пора: прежде чем приняться за освоение бюджетов очередных соискателей на место под политическим солнцем, необходимо хорошо «пропиариться» самим. СМИ наводняют глубокомысленные обобщения с таинственными недоговоренностями. Хотите больше – платите таксу, и все непостижимые расклады местной политики в вашем кармане. Берите и пользуйтесь.

Нынешняя ситуация мало чем отличается от всех предыдущих. Команды политтехнологов делают легкий ребрэндинг и выставляют на всеобщее обозрение потертые в боях «стратегии политического продвижения». В апреле мы наблюдали рождение проекта «Медиаполис», этакого мультиформатного СМИ «завтрашнего дня», который идейно курируют соратники Валерия Гартунга. «Инструмент бизнеса и политики», – как определил кредо этой медийной группы главный акционер. Будьте уверены, инструмент задействуют по назначению. Теперь вот проект «Сопрано» с исследованием элиты. Исследованием, естественно, масштабным, а не абы каким. Название, конечно, тоже с намеком, дескать, баланс сил на Южном Урале определяют кланы, и чтобы «въехать» в особенности местной политики, нужно это уравнение держать в уме. Все правильно. Однако проблема в том, что за последние несколько лет подобных проектов было уже штук десять, а сама ситуация в vip– пространстве, с точки зрения кланов, не меняется с конца 90-х.

А вот правила игры на макроуровне изменились. Причем, принципиально. Настолько, что всякое цивилизованное волеизъявление находится под вопросом. Итоги выборов проектируются загодя, и уже под эту режиссуру трансформируется законодательство. Политтехнологи оперируют в поле многовариантных предпочтений. Теперь же, когда альтернативы предельно минимизированы, пиарщикам впору задуматься о собственном выживании. Работа на политической сцене управляемой демократии – это, скорее, предмет для банального маркетинга, а не политологии.

Для того, чтобы победить в предвыборной гонке, нынче вовсе не обязательно вести агитационную кампанию, создавать штаб, охмурять избирателя красивыми посулами и тратить огромные деньги. Достаточно «перетереть» вопрос в высоких кабинетах начальников. Чем выше кабинеты, тем больше шансов. Так скажите, какой резон подряжать команды имиджмейкеров? Никакого.

Впрочем, политтехнологи, во многом, сами виноваты в таком положении дел. Они так долго пестовали цинизм в качестве тайного оружия политического продвижения, что обессмыслили избирательную процедуру как таковую. Все эти бесчисленные грязные технологии, которые «впаривали» обывателю абсолютно недостоверные данные с единственной целью дезориентировать избирателя с тем, чтобы тот согласился принять фикцию за чистую монету. И многие побеждали, проталкивали в дамки такой суррогат, что в итоге электорат отшатнулся от собственных предпочтений. Но тактическая победа стала поражением в стратегическом плане.

Именно после того, как рафинированные имиджмейкеры оказались на олимпе власти, они обернули всю мощь манипулятивного цинизма против любой другой альтернативной версии пиара. Вчерашние кудесники взлетов из грязи в князи стали понемногу переквалифицироваться в сотрудников пресс-служб, социологов, политологов, а некоторые даже в телеведущих. Однако если они потеряли в деньгах, то общество лишилось нечто большего, – полноценного права быть хозяином своей судьбы, важнейшей политической прерогативы избирать и контролировать власть. Потерявши голову, по волосам не плачут.

Хотя, кое-какое применение ветеранам агитационных баталий найти можно и сегодня. Все-таки латанное-перелатанное выборное законодательство функционирует под маркой демократического, пусть и с суверенным акцентом. Значит, в отсутствие реальных механизмов, процессы нужно, по крайней мере, имитировать. Поэтому у кандидатов привычно будут работать штабы, спичрайтеры продолжат сочинять слоганы, на улицах расклеят тонны макулатуры, а c экранов будут бубнить знакомые лица. Бюджеты предвыборных кампаний похудеют, но кое-что должно перепасть боевым единицам. Вот тут-то и потребуются опытные кадры, которые окажутся способны организовать политический гламур, опираясь на потертые воспоминания.

Роль, прямо скажем, невзрачная, однако кто-то же должен ассистировать и в массовке. Возможно, поэтому обновленные политтехнологи, составляя реестр «важных людей», направляют поначалу исследовательский месседж в правительство и ЗСО: список одобряете? Одобряем. Шлют в Москву «выдающемуся» уму современности господину Павловскому научный труд: Глеб Олегович, мы правильно вашу методику применили? Правильно. Спрашивают губернатора Сумина: вы не против стать лидером политической элиты Южного Урала? Не против. Даже на оскудевшем поле публичной политики, поросшем лопухами, обнаружили оппозиционную элиту, такую, как бы, системную оппозицию, которая в тоже время и не оппозиция, просто чуть беременна. Ну, так ежели мы все правильно понимаем, так давайте мы про вас народу расскажем! А то элита есть, а общество об этом ничего толком не знает. Мы нарисуем сложные политические процессы, движение идей и широкий диалог: мы знаем, как накануне выборов вдохнуть жизнь во всеобщую индифферентность. Так, чтобы потом не пришлось выдавать за политику – копошение под ковром, увеличенное под многократным зумом».

© 2007, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Общество, Политика, Россия,