Экспертиза «Нового Региона»: Ноев ковчег
В России наступил сезон политического затишья. Вряд ли его можно назвать затишьем перед бурей – предвыборной борьбы, в привычном смысле этого слова, не будет. Электорату не придется в очередной раз продираться через дебри предвыборных обещаний, отбиваясь от шокирующих вывертов черного пиара и гадая, как выгоднее выложить свой голос: отдать его вот за этого малосимпатичного парня в обмен на бутылку водки или за этого – тоже не красавец, но все говорят, что мужик хороший. В условиях нового выборного законодательства основная борьба развернется за явку избирателей, чтобы не было стыдно перед иностранными наблюдателями. Все-таки Россия пытается доказать свою причастность к странам демократии, а там народ на выборы ходит и свою народную волю изъявляет. Так что главное, чтобы народ пришел, а там уж те, кому надо, сами определят, кому дать пропуск в Госдуму, а кому нет. Так что затишье это – видимое, только для электората. У «проходной» же уже развернулась настоящая драка. И не одна. Впрочем, самые прозорливые пока стоят в стороне, наблюдают, чтобы не ошибиться, в какую драку ввязаться. Ситуацию комментирует политолог Семен Абрамов:
«Политики самых разных масштабов и уровней, направлений и степеней свободомыслия дружно взяли июльский тайм-аут. Очевидно, что предстоящий выборный сезон потребует как крепких нервов, так и точно прочерченных стратегий. Тебе «какой интернационал ближе» – мироновский или грызловский? Или ты контра? – А за какой Путин? Замечательный по верткости ответ Чапая, в легком пересказе, для многих политиков станет проходным билетом на шоу под названием «риэлполитик», а для других – временным отстранением от существования в публичном поле. Власть же на случай стихийного поведения электорального большинства готовит системообразующий плот, на котором, каждому виду найдется место, ежели тот согласен плыть под чутким руководством великого кормчего. Стихии, может, и не случится, однако, водоплавающий зверинец все равно сойдет со стропил.
Монополии всегда и везде ведут себя одинаково. Они «за» конкуренцию на словах, но на деле формируют вокруг себя такую среду, чтобы всякое альтернативное существование было нивелировано. Политической монополии это касается более всего, поскольку именно она создает правила игры. «Невозможно сыграть в шахматы, если одна из сторон постоянно меняет правила», – как-то заявил Гарри Каспаров. Совершенно верно, но кто, собственно, обещал, что нормы конкуренции будут одинаковы для всех? Более того, гибкость нормотворчества давно уже служит неприкрытым намеком на смысл и цену входного билета на борт: либо ты внутри, либо снаружи.
Инсайдеры могут позволить себе некоторую степень вольнодумства и бравады. Крамолой признана только неподконтрольность. Внутрикорпоративная жизнь не чужда различия во мнениях, просто она не имеет значения в виду того, что решения принимает, в конечном счете, один человек. Глава и отец политэкономической вертикали, кто может быть превыше него? Бог, судьба? Но и то, и другое в отсутствие должных директив малопригодно для бренной карьеры, а лидер так очевиден и так всемогущ. Он удаляет королей и проводит пешек в ферзи, он двигает энергетические потоки и выигрывает олимпиады. Одна незадача – в марте он оставит сиятельную должность и вот тут-то нужно будет проявить смекалку – кому присягнуть на верность, кому высказать лояльность. Исправно служившая все последние годы прямолинейность при такой многозадачности ответственных людей заводит в тупик.
Вопрос еще и в том, что не совсем ясно – уходит ли национальный лидер со сцены, или как бы уходит. Вдруг его наследник решит прислушаться к плеску волн в окружающем людском море. Тогда поредевшие ряды демократов вновь будут призваны к высокому диалогу, а из утробы нынешних провластных партий будет, ой как, трудно возвысить собственный голос. Опять же не исключен вариант, что народ взбрыкнет, как бывало уже не раз, вопреки всем увещеваниям, захочет чего-то новенького и властная конструкция пошатнется.
Поэтому так растут в цене акции многоформатного ковчега. Можно набить суденышко сторонниками единопартийности, но тогда, при неблагоприятном развитии событий, узкопрофильность может сыграть злую шутку и вмиг перевернуть судно. Можно уравновесить борта административными собратьями – но и эта система не дарует полноценной балансировки. Единственно приемлемой формой будет создание кальки со всего политического поля и после некоторой умышленной дистрофии, облачение его представителей легитимностью: прямо как в притче – всякой твари по паре.
Главным принципом лояльности станет придание анафеме всевозможного ревизионизма. Фигура зодчего не должна ставиться под сомнение, ибо в отсутствии официальной трактовки курса последних лет эта персонализация – единственное указание на последовательность и планомерность действий. Прямо как в учении про Дао, которое «не может быть выражено словами, а будучи проявлено, перестает быть собой». Мы следуем не за учением нашего лидера, поскольку никакого учения нет и в помине, а за его фигурой, будучи свято уверены в непогрешимости авторитета.
Однако такой элементарный тест для попадания на борт будет способствовать ожесточению внутривидовой борьбы: все-таки количество мест в любом салоне ограничено. И особо жесткая борьба ожидается в регионах. Ошибочные действия во время предвыборной кампании многим членам бюрократической вертикали грозят путевкой на вылет. А здесь сложится немало патовых ситуаций. К примеру, нужно так провести избирательную гонку, чтобы с одной стороны «Единая Россия» не потерпела поражение, набрав скудные проценты. А с другой – и «Справедливая Россия» выступила с триумфом. Два триумфа в пределах одних выборов – задача архитрудная. Конфликт интересов может привести к тому, что доминировать на поле будут коммунисты или демократы «старой волны», а недостаточное напряжение в полемике «государственников» опять-таки может быть чревато электоральным «пофигизмом» или случайным перетоком голосов. Помимо этого, Сергея Миронова вряд ли порадует сложившаяся, например, на Южном Урале система административного давления, так что низкие проценты по итогам предвыборной кампании однозначно превратятся для губернаторской команды в головную боль.
Если же «Справедливая Россия» решит всерьез атаковать «ЕР», то при соответствующем финансовом ресурсе, опытных местных политтехнологах и волне критики, они вполне могут выбить «единороссов» из седла. Чем это обернется для местного политического бомонда, нетрудно догадаться.
Словом, политический мандат на попадание в ковчег – дело хлопотное и рискованное. Уже недостаточно просто поддерживать во всем главу государства, нужно оказывать ему какую-то специфическую, не побоимся этого слова, выдающуюся поддержку, чтобы в этой своей самоотдаче далеко обставить возможных конкурентов. Зато и приз велик – надежное место в кресле парламентского лайнера, который позволит с комфортом преодолеть легкий бурлеж политического моря и взойти пьяной походкой моряка на сияющие вершины Арарата».
© 2007, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».