В преддверии выборов партии «Единая Россия» удалось оставить далеко позади своих конкурентов, причем довольно простым способом. Праймериз – безусловно, демократическая процедура, позволяющая выбрать самых достойных, а заодно подогреть интерес к партии. Оппоненты растерялись, некоторые попробовали воспользоваться тем же оружием, но не тут-то было. Пока в Челябинской области, например, единороссы «дрались» за то, чтобы попасть хотя бы в список «Б», другие партии с трудом сформировали первые тройки, да и то пришлось включать туда столичных жителей. А самый главный конкурент – «Справедливая Россия» даже с первой тройкой до сих пор не может определиться. Так что на этом этапе партия власти, несомненно, лидер. Смущает только одно – почему списки составлены для внутреннего голосования? Почему все будет зависеть от популярности среди партийцев? Голосовать-то на выборах за список будет (по крайней мере, так предполагается) народ по большей части беспартийный. Может быть, целесообразнее было узнать пристрастия электората? Ситуацию комментирует политолог Семен Абрамов:
«Что хорошо в нашей стране: все всё понимают, а потому никто ничему не удивляется. Особенно, в политике. Пусть даже телега с квадратными колесами едет задом на перед, подтаскивая за собой бестолковую кобылу. Значит, так надо. Дураку понятно. Вот партия власти «Единая Россия» в преддверии думских выборов затеяла провести внутренние замеры популярности собственных членов среди сторонников, с целью сформировать пул проходных кандидатов. Что ж, праймериз дело хорошее, одно только непонятно: список ведь должен появиться как результат опросов, а не наоборот? У нас же – сначала спустили сверху бумагу с кандидатурами, а теперь решают, кто из них пользуется хоть каким- то доверием среди однопартийцев.
Тогда зачем, спрашивается, огород городить, ежели дело сугубо внутрипартийное? Обозначили квоты: столько от головной конторы, столько от местного отделения, пару-тройку денежных мешков, министров, артистов и олимпийскую чемпионку в придачу, – и дело в шляпе! Нет, так нельзя. Нужно нагромождать явно избыточные процедуры. Напустить туману, то ли для пущей важности, то ли для обмана зрения: чтобы объекты казались крупнее. Народ уважает непостижимые телодвижения: разве такие серьезные дяди будут заниматься ерундой?
Впрочем, партийная логика приобретет некоторую ясность, если слегка изменить угол зрения. Речь, в первую очередь, идет не о популярности тех или иных персон среди широких слоев населения, а о бюрократической селекции. Например, некоторые депутаты Госдумы, очевидно, обладают электоральной поддержкой, что ни раз доказывали на выборах. А Гришанков вообще занял второе место в предвыборной гонке за кресло главы области. Казалось бы, дополнительная рейтинговые фигуры принесут пользы никак не меньше, чем, скажем, «единороссик» Гаттаров или представитель секретариата Гаврилова. Ан нет. В нынешних условиях сильная сторона кандидата становится его слабой стороной. Политический вес может спровоцировать нежелательную внутрипартийную конкуренцию и, что еще хуже, несанкционированный партийный рост. А это уже чревато потрясениями для всей южноуральской властной системы. Нам таких не надо – вычеркиваем.
Нам нужны политические карлики, в достаточной степени немощные, чтобы попасть в прямую зависимость от административного ресурса, а значит, тех лиц, кто этот ресурс «танцует». Парадоксальным образом машина настроена на умышленную дистрофию кадрового потенциала «Единой России», и праймериз в этой системе координат только усугубляет дело. Неправильно сформулированная задача приводит к неадекватным результатам. Будучи, скорее, тестом на лояльность, все, что она сделает – это легализует несуществующую популярность случайных кандидатур.
Бюрократия играет в свои игры. Партийные боссы «ЕР» прохождение в Думу с подавляющим перевесом считают делом решенным, поэтому на первый план выходит другой вопрос, а кто и на каких условиях взойдет на политический Олимп в списочном составе? Желающих много, в отличие от лотов. По этой причине условия ротации наверх остаются гибкими, чтобы в любой момент охватить любую кандидатуру с подходящим встречным предложением. Соответственно, и процедуры отбора пока носят несколько туманный характер, хотя, по своей сути, они должны прояснять критерии продвижения.
Такое ощущение, что пока единороссы шарят неводом в поисках крупной рыбы, застревает все больше мелочь, и этот попутный балласт рачительно определяется в отстойник с названием «кадровый резерв». Может пройдешь, а может и не очень, в зависимости оттого, насколько радикально подрихтуют «блатные» места в вагонах сразу за паровозом. Вот вам список А, вот вам список Б, добавим праймериз и партийные совещания, решения отправим в Москву, где также проведем согласования и после – кремлевское сито. Не мудрено, что итоги подобной стирки мало поддаются прогнозированию.
Впрочем, глядя со стороны на эти потуги нанизаться на административную вертикаль, не трудно понять, какую цель преследует такая стратегия формирования законодательного большинства – безликость и подконтрольность. В этом смысле, процессы, которые сейчас происходят в глубинах «партии власти», предстают опытным образцом будущего партийного устройства всего политического поля страны. Стабильность кланового порядка вместо стабильности как таковой, лубочное народное представительство через невзрачных деятелей номенклатуры, пропаганда вместо взглядов и мнений – такой очень странный симбиоз КПСС и феодального миропорядка с тем отличием, что уровень цинизма мы подняли на невероятную высоту.
Так что внутрипартийные игры «единороссов» в суверенный праймериз не стоит недооценивать. Как знать, какую технологию обкатывают в этом заурядном действе проектировщики национального благополучия? Поле предпочтений рядового избирателя за несколько последних лет и без того оказалось радикально суженным и с точки зрения получения информации, и с точки зрения электоральных прав, так что вброс новых инициатив, чреватый полным отказом от принципов демократии, может произойти мгновенно и практически незаметно для населения. В этом случае, к очередному выборному сезону нам уже заранее подготовят списки, утвержденные в высоких инстанциях, кого считать правильным либералом, демократом, государственником или коммунистом. И, следуя логике неестественного отбора, все они будут на одно лицо».
Челябинск. Другие новости 10.08.07
С 11 августа в Челябинской области ужесточатся наказания за нарушения правил дорожного движения. / Из «Справедливой России» бегут тысячами. / Рамзан Кадыров стал жертвой мошенников. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2007, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».