На Южном Урале два конфликта на экономической почве вызвали в последнее время мощный резонанс. Несмотря на внешнюю непохожесть, внутренне их объединяет один корневой фактор – пристальное внимание со стороны государства, следствием которого становится в одном случае шаткое положение предприятия, а в другом может быть дестабилизирован целый рынок, опять-таки в целях политической (государственной) целесообразности. Речь идет о росте цен на проезд в общественном транспорте и сдерживании цен на хлебном рынке. На этих примерах можно наблюдать, как невнятное применение административных рычагов способно довести до нищенства любую отрасль, элементарно зарегулировав экономические правила до предела. Ситуацию комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:
«Исходный посыл, который раз за разом приводит власть к фундаментальным ошибкам, состоит в том, что можно директивно регулировать ценообразование. Надоела невидимая рука рынка, кто знает, куда она повернет, а вот перст указующий социально ответственного чиновника гораздо надежней и определенней. К тому же, в стране бывает много замечательных событий, ради которых не только можно, но и должно попридержать лошадей. Вот, к примеру, выборы. В такую пору власть демонстрирует успехи, значит, не плохо было бы создать соответствующую картинку. Отлично: замораживаем цены, кто против? Все – за, что и требовалось доказать. Проблема, между тем, скрывается в том, что отложенную прибыль предприятиям никто не компенсирует и для того, чтобы восполнить прорехи, они вынуждены закладывать ее в себестоимость будущей продукции. Отсюда резкий взрывной рост потребительской инфляции после электорального марафона. Заказывая музыку благополучия к предвыборному ролику, власти не торопятся платить по счетам. А там где не платит власть, раскошеливается население. Это, увы, аксиома.
В результате подобных макроадминистративных инициатив мы получили исковерканный рынок, отрихтованный чиновниками по своему образу и подобию, пляшущие цены и дезориентированное население. Впечатление усиливает тот факт, что ценовая политика формируется у нас в избирательном ключе. Топливо, энергия, газ, коммунальные платежи дорожают – и это считается, по крайней мере, приемлемым. Однако когда речь заводит о повышении стоимости услуг конечный по цепочке производитель, вроде МУП «Челябгортранс», это вызывает бурю негодования. Более того, плачевное положение перевозчика становится картой в политических разборках, тут уж не до экономики.
В чем же природа перманентной убыточности транспортников? Во-первых, в том, что государство ставит во главу угла социальные функции, фактически игнорируя главную цель любого бизнеса – извлечение прибыли. Во-вторых, в крайне усложненной системе расчетов в виде перекрестного субсидирования: втиснутое между бюджетными субсидиями и льготами населению предприятие попросту теряет нормальные ориентиры, ибо предоставляет услуги одним, а платят другие. Причем перекрестные потоки как раз имеют свойство оставлять в экономическом плане в дураках крайнего – нормального покрытия затрат у чиновников не допросишься, а стоимость проезда повышать нельзя – фактор социального недовольства. Куда бедному крестьянину (в данном случае – перевозчику) податься? При отсутствии возможности развития за счет увеличения прибыли, как нормальной бизнес-стратегии, предприятию остается выживать только благодаря экономии и всяческому снижению затрат. Отсюда урезание маршрутов, недостаток транспорта на линии, латанные-перелатанные автобусы-трамваи-троллейбусы. При такой системе руководство понемногу превращается из предпринимателей в чиновников, а единственным ресурсом выживания оказывается, в итоге, падение качества услуг.
Этот пример важен даже не сам по себе, а демонстрацией, каким опасным может быть вторжение административной машины на экономическое поле. Опасным, тем более что власти все чаще настаивают на подобном прообразе неэффективности, как на единственном правильном инструменте наведения порядка на рынке. К сожалению, на Южном Урале мы уже сталкивались с такого рода чиновничьими «инновациями». Вспомним тот же ГУП «Продкорпорация», печально известное по коррупционному делу о продаже на сторону ГСМ на 170 млн. рублей. (Кстати, хотелось бы знать, на какой стадии находится уголовное дело, и понес ли кто-нибудь наказание?) Своей изначальной задачи – помочь зернопроизводителям обойти гнет спекулянтов-перекупщиков с тем, чтобы удержать рост стоимости зерна, с одной стороны, и обогатить сельхозпредприятия – с другой, ГУП так и не добился. Однако хорошо известна практика, когда всевозможные кредиты и субсидии идут на село под покрытие зерном из будущего урожая по фиксированной планке, практически полностью лишая возможности аграриев проводить выгодную для себя финансовую политику. В итоге Продкорпорация пухнет, а сельчане сидят на голодном пайке, и все это на фоне стремительного роста цен на зерно.
Ту же методу областные власти исповедовали и на рынке медикаментов, устроив ради удешевления препаратов и развития конкуренции «Областной аптечный склад». Однако, вопреки всему, доступнее лекарства не стали. Направо – налево раздает ипотечные кредиты ЮУАИЖК – чиновничья контора с полным государственным участием под государственные деньги, благодаря которой было громогласно обещано снизить цену квадратного метра жилья. Несмотря на это цены растут и здесь, а жилье становится все недоступней.
Теперь ставится новая задача – разрулить ситуацию со стоимостью хлебобулочных изделий, и снова мы видим в действии фирменный южноуральский стиль решения проблем: государству предлагается выйти на рынок в качестве конкурирующего производителя хлеба. Главный апологет «чиновного корпоративизма» первый вице-губернатор Андрей Косилов так и говорит: под маркой «Народный хлеб» мы будем удерживать цену на рубль дешевле, чем прямой конкурент «Первый хлебокомбинат». Плохо не то, что на рынке будет создана дополнительная конкуренция, чем вообще-то обязано заниматься антимонопольное ведомство, а не Косилов. Гораздо хуже другое – заявленную эффективность в один «рэ» этот очередной государственный производитель должен будет поддерживать за счет каких-то ресурсов. Каких? Конечно, начнутся зерновые перетоки из Продкорпорации по заниженным ценам. Реально это будет означать скрытую систему перекрестного субсидирования. Также следует ожидать прямое стимулирование из областной казны – направят, к примеру, ручеек из аграрного нацпроекта – действительно, почему бы не поддержать в очередной раз «сельхозпроизводителя»? Новоиспеченная госкорпорация станет логичным образом отстаивать свои интересы через административный ресурс, устраивая конкурентам чиновничьи барьеры по полной программе. В итоге такой состязательности с дистанции первыми сойдут мелкие производители, которых с высокой вероятностью поглотит этот монстр. В живой ткани рынка разовьются раковые клетки административного лоббизма, на это уйдут дополнительные средства и время. А что получится в сухом остатке? Эффективность снизят все. Но если «государственники» могут столоваться на бюджетных «хлебах» сколь угодно долго, даже будучи убыточными, то «рыночникам» придется волей-неволей идти на покрытие расходов, включая их в себестоимость. Таким образом, мы получим еще один мощный фактор удорожания, а вовсе не удешевления продукции. Так какой смысл во всей этой кутерьме?
Не сложно предугадать, что единственный, кто выиграет в результате подобных «инновационных» проектов, будут господа кураторы, которые под невинные песни о стяжателях-монополистах порешают собственные частные политические и экономические вопросы. Обществу же останется тиражированная болтовня о том, как прозорливый губернатор мудро развивает в экономике нечто с человеческим лицом, стимулируя конкуренцию с помощью антирыночных методов и административных барьеров. Хватит НЭПа, даешь капиталистическую продразверстку!»
Челябинск. Другие новости 03.04.08
В Челябинске пройдёт «Хрустальная капель». / Южноуральские работодатели не хотят участвовать в подготовке кадров из-за армии. / В Ленинском районе Челябинска предотвратили взрыв. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2008, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».