Борьба с радикальными течениями на законодательном уровне неэффективна – мнение религиоведов
В России не осталось ни одного региона, где бы не существовали общины радикальных мусульман. А в некоторых территориях, например в Приморском крае, радикальные мусульмане – ваххабиты полностью вытеснили традиционный ислам. Об этом сегодня в Челябинске заявил московский исламовед Роман Силантьев.
Как передает корреспондент «Нового Региона», ученые, традиционные мусульмане и некоторые чиновники начинают бить тревогу по поводу экспансии радикального ислама в России. В последнее время представители этого течения все чаще проявляют себя: например, в скандальных заявлениях, как это делают некоторые исламские лидеры, или в распространении и пропаганде учений экстремистских организации. Напомним, в Челябинске на прошлой неделе были арестованы три представителя запрещенной организации «Хизб-ут Тахрир аль-Ислами». Кроме того, по сведениям Силантьева, за последние 2 года в Северо-Кавказском регионе были убиты 5 имамов – приверженцев традиционного ислама, в некоторых регионах, где радикальные общины набирают все больший вес, открыто разжигаются конфликты между исламом и остальными конфессиями. Это, по словам исламоведа, происходит в Карелии, где мусульман сталкивают с иудеями.
На сегодняшний день радикальный ислам, или ваххабизм, распространился по всей России. Силантьев сообщил, что 2 года назад ваххабитская община появилась в последнем «незанятом» регионе – на Сахалине. По сведеньям ученого, наиболее сильные общины, постепенно вытесняющие традиционный ислам, существуют в Ингушетии, Дагестане и в Москве, в некоторых регионах, например в Приморском крае, никаких других мусульман, кроме радикальных, не осталось.
В Челябинской области существует 2 параллельные исламские структуры, помимо традиционного Духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей во главе с муфтием Ренатом Раевым, недавно появился еще один главный муфтий области – имам Чебаркульской мечети Вугар Акперов. Всего в Челябинской области, кроме традиционной, существует еще 6 исламских общин. Однако, по словам Силантьева, «в Челябинской области власти ситуацию сдерживают», помогая традиционным мусульманам, чего не скажешь о ситуации в целом по России. По мнению исламоведа бороться с ваххабизмом довольно сложно, поскольку у множества различных исламских учений, условно объединенных одним понятием, нет единого руководства и лидера, уничтожив которые можно было бы ликвидировать все течение. По этой же причине с ними нельзя договориться. Отметим, что на сегодняшний день ваххабизм – официально разрешенное в России исламское течение. По словам Силантьева, «любые попытки законодательно запретить ваххабизм наталкивались на необходимость дать определение этому явлению, а эти попытки наталкивались на мнения десятков ангажированных экспертов», которые говорят, что ваххабизм не несет в себе угрозы, опасны лишь его извращения. «К сожалению, законодательная борьба не эффективна еще и потому, что ваххабиты мимикрируют под традиционных мусульман»,– добавил исламовед.
Силантьев считает, что есть всего два способа – профилактика, возможность которой в России была упущена в начале 90-х годов прошлого века, и развитие традиционного ислама. По мнению ученого, «только планомерная поддержка государством традиционного ислама, в том числе и финансовая, может побороть ваххабизм.
Челябинск, Юлия Малецкая
© 2008, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».