В Челябинске год разбирались с радиоактивным фотоаппаратом, решить проблему удалось только через суд.
Как сообщили корреспонденту «Нового Региона» в пресс-службе областного суда, в конце 2007 года при таможенном досмотре багажа пассажиров авиарейса Челябинск-Ташкент сработала система радиационного контроля. У одного из пассажиров обнаружили фотоаппарат «Олимпус», имеющий повышенный уровень ионизирующего излучения. Фотоаппарат изъяли и в ходе дополнительного обследования, проведенного сотрудниками таможни, установили, что источником излучения является стекло объектива фотоаппарата.
Для решения вопроса, относится ли фотоаппарат к радиоактивным отходам и возможно ли его использование по прямому назначению, фотоаппарат был направлен на экспертизу в Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области. Экспертиза установила, что фотоаппарат относится ко второй категории радиоактивных отходов, его категорически запрещено использовать в быту, он подлежит захоронению.
Владелец отказался в добровольном порядке передать радиоактивный прибор для утилизации, заявив, что фотоаппарат куплен за границей в конце 80-х годов и ему дорог. Природоохранный прокурор обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца просил передать для захоронения не весь фотоаппарат, а только его объектив, который и является источником ионизирующего излучения.
Представитель ответчика – его супруга, по профессии радиобиолог настаивала, что фотоаппарат при недолгом пользовании безвреден. Однако эксперт, допрошенный в судебном заседании, пояснила, что фотоаппарат представляет опасность для всех, кто находится ближе одного метра от данного предмета и не может использоваться бесконтрольно, поэтому подлежит захоронению.
Действующее законодательство, наряду с Конституцией РФ, провозглашает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и радиационную безопасность. Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.
Вместе с тем, согласно требованиям статей 35 и 55 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В данном случае ограничение права собственности на объектив фотоаппарата было необходимо в целях обеспечения радиационной безопасности как самого ответчика, так и остальных граждан, передача радиоактивного источника на захоронение отвечала требованиям их безопасности, поэтому суд удовлетворил иск прокурора в части передачи объектива фотоаппарата для захоронения, а сам фотоаппарат должен быть возвращен владельцу. Объектив фотоаппарата будет передан для захоронения специализированному предприятию «Челябинский специализированный комбинат радиационной безопасности «Радон».
Ответчик обжаловал решение в областной суд. Дело было рассмотрено в кассационной инстанции Челябинского областного суда. Решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Челябинск, Светлана Намская
Челябинск. Другие новости 24.12.08
Бюджет Челябинской области на 2009 год собираются урезать на 25,6%. / Челябинская область стала лидером по реализации национального проекта по образованию. / Сотрудников одного из предприятий Озёрска пытались в нарушении закона отправить в отпуск без содержания. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2008, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».