Сегодня лучше не попадаться под руку женщинам
Сегодня по славянскому календарю – Велесов день, или середина зимы. Велес считался покровителем скота и пастухов, поэтому он очень почитался среди крестьян.
Как передает корреспондент «Нового Региона», древние славяне верили, что пока вся природа пребывает в ледяном сне, одинокий Велес Коровин ходит по земле, играя в свою волшебную дудочку, не давая людям загрустить. За это Марена-зима злится на покровителя пастухов. Она насылает на домашний скот «коровью смерть», а на самого Велеса – лютую стужу, но одолеть все равно не может.
Молодые жены в этот день пили крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а своих супругов били днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушными». В этот день в требу (жертвоприношение) обязательно приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания, так от животных отгоняют «коровью смерть». Для совершения обряда выбирается повещалка, которая ходит по всем домам, приговаривая: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. После этого повещалка приказывает мужчинам «не выходить из избы ради беды великия». Затем начинается и сам обряд. Повещалка издает громкие вопли, бьет в сковороду и выходи из села. За ней идут женщины с ухватами, серпами и дубинами. Повещалка сбрасывает с себя рубаху и произносит клятву на «коровью смерть». Ей надевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают поселение «межеводной» бороздой. Женщины следуют за своей предводительницей на помелах (метлах) в одних рубашках с распущенными волосами. Данное действо напоминает чем-то описанный в литературе и народных поверьях шабаш ведьм. Если во время шествия кто-то попадается женщинам навстречу, его бьют палками без пощады, предполагая, что в нем находится пресловутая «коровья смерть» – источник болезней домашней скотины. В старину бывали случаи, когда попавшихся на пути, забивали насмерть. А некоторых женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, затем зарывали в землю или топили. Шествие заканчивалось обрядовым боем, символизирующим схватку Марены и Велеса. Под подбадривающие крики собравшихся «Велес, сшиби рог с зимы!», одетый в шкуру с копьем ряженый, играющий роль Велеса, сшибает «рог с Марены». Затем начинаются пир и игрища. За праздничным застольем в этот день строго запрещалось употреблять говядину.
Челябинск, Алла Александрова
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».