AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «Нового Региона»: курс Рузвельта – Сумина

Наблюдая за тем, как власти ищут пути выхода из кризисной ситуации, невольно складывается ощущение, что до сих пор не осознан масштаб проблем, с которыми нам придется столкнуться в ближайшем будущем. Вместо «дорожной карты» преодоления спада нам пока прописывают всевозможные рецепты подслащения горькой пилюли в виде незамысловатой ретуши первых итогов кризиса. А между тем, время на раскачку стремительно убывает… Ситуацию комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:

«Одна из главных проблем, которая уже сегодня набирает внушительный вес и динамику, – это безработица. Нельзя сказать, что на уровне южноуральских властей ей не придается значения, однако же признать, что выработана какая-то стройная система мер, тоже нельзя. Пока чиновники, в основном, пляшут вокруг констатации факта усугубления ситуации на рынке труда. А тем временем количество официально зарегистрированных в службах занятости населения безработных с 2,8% в феврале выросло до 3,4% в конце марта. Рост впечатляет. Если так пойдет и дальше, то к середине года социальных волнений будет не избежать. Что же противопоставляют этому явлению на Южном Урале?

Антикризисное «турне» губернатора и его заместителей по промышленным центрам и аграрным весям – дело, конечно, хорошее, но при условии, что существует точный план действий, который нужно облечь кредитом доверия со стороны муниципальных властей или руководителей предприятий. Мобилизовать широкие слои населения на борьбу с кризисом. В этом случае, к месту была бы проблемная подоплека поездок, тогда как раз за разом мы наблюдаем умиротворенный тон речи губернатора, вернувшегося с очередного промышленного объекта: «Главное, что предприятие на ходу»! Не удивительно, что после душеспасительных бесед на тех же самых предприятиях планируют сокращения, как на «Мечеле», или рабочие объявляют голодовку, как на ЗМЗ. Турне прошло, а кризис остался. Легкость перемещения по территории области, к сожалению, не сопровождается легкостью решения задач.

Более того, экономическая ситуация в регионе говорит о том, что положение промышленности будет только усугубляться. Спрос на продукцию металлургии и машиностроения по прежнему сжимается, и на обозримый отрезок времени позитивных перемен пока не прослеживается. Значит, проблема избытка трудовой силы только наберет актуальность. 60 тысяч официально зарегистрированных безработных (а показатель реальной безработицы, например, по методике МОТ, как правило, выше в разы) вполне возможно покажутся каплей в море. Предложить им профессиональную альтернативу будет ой как трудно.

Областное правительство пока не предлагает кардинальных решений, программа действий строится по экстенсивной модели расширения традиционного функционала профильных служб: вкачаем больше средств, внедрим больше центров, пропустим больше людей и т.д. и т.п. Однако проблема в том, что комплекс стандартных решений не очень подходит для экстренных ситуаций. В данном случае мы рискуем вместо эффективных действий получить позитивный бюрократический отчет с результатом на выходе близким к нулю.

Нынешняя программа южноуральских властей строится вокруг нескольких посылов. Это, во-первых, недопущение массовых увольнений (да и немассовых тоже). Стимулирование создания рабочих мест. Переобучение работников. И создание фронта общественных работ. Под каждым пунктом предусмотрена существенная инъекция бюджетных финансов, дабы катализировать процесс. Теперь давайте всмотримся в эти положения внимательней.

Администрация Сумина призывает предприятия не выставлять сотрудников за ворота. Пожелание благое, ничего не скажешь. Тем не менее, с экономической точки зрения, оно абсурдно. При спаде производства в 20% – 25% удерживать коллектив от сокращения – все равно что настаивать на снижении рентабельности производства, что делает конечную продукцию более дорогой и менее конкурентоспособной, а значит и сокращает шансы на выживание предприятия в целом. Плюс, в итоге подобной практики, резко снижается средний уровень заработной платы, так что на общем «благоприятном» уровне трудоустроенности выживать приходится абсолютно всем. Это, по сути, та же самая безработица, только в скрытой форме. Пережить несколько месяцев, придерживаясь такой тактики, наверное, можно, но, рано или поздно, руководителям компаний придется принимать мучительное решение. Причем не из-за собственной вредности, а исходя из элементарной логики выживания.

К такому развороту событий правительство как раз не готово. По словам Сумина, по разным направлениям планируется создать порядка 13 тысяч новых рабочих мест. Этого явно не достаточно, чтобы переломить негативную тенденцию на рынке труда. И здесь не поможет даже расчет на силы малого предпринимательства, о котором у нас традиционно вспоминают на высоком уровне только в моменты кризисов. Дело в том, что в нынешней обстановке мы столкнулись с резким сокращением внутреннего спроса. Обеспечить прорыв малого бизнеса в условиях снижения доходов населения – чрезвычайно сложная задача. Все это можно было провести с успехом несколько лет назад, но тогда мы увлекались прямо противоположными играми в государственность и сворачивание всякой частной инициативы. Полученная модель кланового хозяйствования вокруг бюджетных потоков сегодня играет злую шутку с развитием предпринимательства.

Важно и то, что сегодня никто даже не пытается спрогнозировать, каким будет рынок труда в ближайшие несколько лет, к какой экономике мы хотим прийти, и, соответственно, какие требования необходимо выставлять при формировании новой рабочей силы. Когда заходит речь о создании ресурсных центров по переобучению уволенных работников, необходимо понимать, что никто толком не знает, на какие специальности делать ставку. Говорят, нынче перебор юристов и бухгалтеров и недостаток слесарей, токарей, пекарей, но следует ли из этого вывод, что первые завтра будут менее востребованы, чем последние? Наверное, все-таки нет. Так что, пока, переобучая небольшие группы рабочих при смене одного производства на другое, мы решаем узкую локальную проблему и не более того. А требуется полноценная концепция подготовки новых кадров.

Но сейчас власти придерживаются той точки зрения, что кризис вот-вот завершится, поэтому вполне достаточно занять рабочие руки на короткий срок. Например, в годы Великой Депрессии в США Рузвельт практиковал широкое распространение общественных работ. Почему бы не воспользоваться плодами мысли гениального организатора? Тут готовы мобилизовать аж более 20 тысяч южноуральцев. Ну и что с того, что работа низкоквалифицированная и малооплачиваемая, главное, чтобы без дела не слонялись! А ежели кто кочевряжиться будет, мы статус безработного отберем и, главное, пособия лишим. Такая вот незамысловатая, как фонарный столб, политика в сфере занятости.

Что же мы рискуем получить в результате местного «Нового курса», кроме, конечно, очередной порции чиновничьей макулатуры? В лучшем варианте – ничего, народ начнет выбираться из болота самостоятельно, и государственный аппарат предпочтет не вмешиваться в этот процесс, копаясь в собственной локальной песочнице. В противном случае, деятельный дилетантизм с массированным бюджетным вливанием может привести к очередному разгону инфляции, росту цен и акселерации нищеты. Одна надежда, что сочинять монструозные проекты у нас умеют лучше, чем выполнять».

© 2009, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Общество, Политика, Россия, Экономика,