В южноуральских магазинах продлевают сроки годности продуктов питания. Разумеется, товар от этого свежее не становится, и покупатель, приобретая подобную продукцию, рискует отравиться.
Как стало известно корреспонденту «Нового Региона», «играют» со сроками годности и в магазинах эконом-класса и в дорогих супермаркетах. Причем доказать практически ничего нельзя. В крупных магазинах для подделки дат, как и для придания просроченным продуктам товарного вида, существует отдельная должность – реаниматор. В организациях помельче этим занимается весь персонал: в противном случае стоимость списанного товара вычтут из премии или даже из зарплаты.
По словам сотрудника одного из южноуральских магазинов, главным рабочим инструментом реаниматоров является ацетон. Напечатанные производителями даты стираются, вместо них специальным штампом ставятся новые числа. «То, что нельзя стереть и поставить штампом, обрезается или дорисовывается», – рассказал собеседник агентства. Поясним механизм на бутылке пива: например, дата изготовления стоит на виньетке сбоку на участке, приклеенном внахлест. Этот кусочек обрезают, и на этикетке штампуют новую дату. Таким же образом избавляются от обозначенного срока годности, если он пропечатан внизу основной этикетки. Кстати, на пиве срок годности всегда обознается либо типографским способом, либо перфорацией. Чернильный штемпель означает, что над пенным напитком уже поработал реаниматор.
Аналогичным способом поступают со многими другими товарами, например, с хлебом. Его привозят каждый день, как и сертификаты от производителя. Приглядитесь: рядом может лежать булки хлеба с одинаковыми датами изготовления, напечатанными разными шрифтами. Доходит до курьезов – иногда на магазинных полках можно встретить булку с завтрашней датой изготовления. Или пакет молока из другого региона, до которого ехать несколько дней. Но на пакете стоит сегодняшняя дата розлива. Ведь на пакетах с молоком даты легко перебиваются.
Не игнорируют реаниматоры колбасу и мясную продукцию, упакованную на заводе. Здесь процедура «омоложения» несколько иная. Эти товары имеют фирменную наклейку с эмблемой производителя, наименованием товара, напечатанным фирменным шрифтом, знаком соответствия российским стандартом и дату изготовления-годности. Если можно наклейки убрать – их убирают. Если производитель попался усердный и отделить наклейки без ущерба для упаковки нельзя, их просто заклеивают новыми. «Фирменные наклейки за милую душу печатаются на принтере в магазине», – пояснил собеседник «Нового Региона». Естественно, фирменными шрифтами там и не пахнет. Но если покупатель попадется дотошный и заметит различие, не беда: персонал магазина будет до последнего отпираться и уверять, что «так оно и было, когда привезли». Вам даже предъявят сертификаты и все документы на партию товара. Вот только доказать, что эта упаковка относится именно к указанной в них партии невозможно. Тем более что фактически дается один документ на определенный срок без указания веса поставленной продукции.
Некоторые магазины не поднимаются до такого уровня и просто заклеивают даты изготовления, напечатанные на фирменных наклейках, магазинными ценниками. Порой на них есть даты расфасовки, но они не имеют к сроку годности никакого отношения. Они означают лишь время, когда товар был перевешен (это делают уже вместе с упаковкой, и покупателю приходится оплачивать подложку по цене лежащего на ней продукта). А сколько товар до этого уже находился в магазине – не известно. Этим способом пользуются при продлении срока годности сухофруктов, конфет, колбасы, печенья, сушеных кальмаров. Они прибывают в магазин в упаковках производителя. Но как только срок годности истекает, упаковки вскрывают, а продукт расфасовывают в магазинные «подложки» или зип-пакеты, шлепая сверху ценник.
«Это имеет отношение ко всем продуктам, кроме детского питания и тех товаров, на которых даты выдавлены на твердой поверхности или «несрезаемых» этикетках, а не напечатаны, – пояснил сотрудник магазина. – Их мы просто списываем». Прочие продукты реанимируются, даже если их внешний вид не вызывает аппетита. «Плесень с сыра всегда можно соскрести», – считают в магазинах.
Как уверяет собеседник агентства, сотрудники торговли не продляют жизнь тому же товару бесконечно: «Как правило, срок годности меняется только один раз. Совесть есть». Однако в условиях кризиса и падения доходов магазины будут стараться любой ценой понизить свои издержки. И никто не может гарантировать, что продукты с давно истекшим сроком годности не будут красоваться на прилавках, как свежие.
Челябинск, Ксения Уфимцева
Челябинск. Другие новости 02.07.09
Высший Арбитражный Суд России отказал Челябинскрегионгазу. / Российская оппозиция ждет драки двух медведей, в результате которой «берлога освободится». / Перепись по-челябински: южноуральцев призывают не быть сволочами. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».