AMP18+

Челябинск

/

На смену «дедам» в российской армии пришли контрактники: нормальному солдату практически не выжить

Матери четверых южноуральских призывников выкрали своих сыновей из воинской части в Амурской области.

Как передает корреспондент «Нового Региона», в июне 2009 года четверо южноуральцев в возрасте от 18 до 24 лет были призваны в армию. Они проходили курс молодого бойца в поселке Моховая падь Амурской области, что под Благовещенском. 21 августа призывников отправили в воинскую часть 26381, дислоцированную в селе Екатеринославка того же региона. Но уже 24 августа после принятия присяги все четверо южноуральцев, попавших в одну часть, решились на побег. Проблуждав по тайге двое суток, они вышли на дорогу. Сразу же после побега родителям рядовых позвонили из воинской части и попросили повлиять на ситуацию. Офицер, разговаривавший с матерью двух сбежавших братьев, обещал, что в случае возвращения в часть с головы ее сыновей не упадет и волос. Матери связались с детьми и уговорили их продолжить службу.

Четверо южноуральцев добрались до Благовещенска и пришли в ту самую часть, где проходили обучение. Первым делом тот же самый офицер, который гарантировал родителям неприкосновенность их детей, избил рядовых. Военные заявляют, что « в ходе разбирательств и выяснения причин самовольного оставления части данными военнослужащими выяснилось, что по прибытию в часть … неуставные отношения к ним со стороны сослуживцев не применялись».

Однако родители призывников утверждают обратное. По их словам, в казармах их детей били каждый день. Причем избивали контрактники – дагестанцы, буряты и якуты. По словам одной из солдатских матерей Натальи Черноок, повлиять на эту часть военнослужащих не могут даже старшие по званию. «Контрактники спокойно в казарме готовят коноплю, которая растет здесь же, за забором. А когда к ним зашел прапорщик и сделал замечание, они его послали», – сообщила Черноок. Подзарядившись наркотиками или ацетоном, контрактники спускаются к срочникам развлечься. Как передает Черноок со слов своих детей, контрактники по одному выводят рядовых в туалет, где избивают. «Бьют табуретками по голове, по ногам, где «берцы» – по тем местам, где синяков не видно», – заявила Черноок. Издевательства начинаются в 2 часа ночи и заканчиваются лишь к 5 утра. В 6 часов по всей казарме объявляют подъем. И так каждый день. «У меня в армии служили двое сыновей – одному 24 года, второму 21. Так старшего били сильнее. Он получал за себя и за брата. Когда младшему давали один раз, старшему – два», – заявила Наталья Черноок. Когда в воинскую часть приезжает проверка, избитых солдат попросту прячут. Если же они попадаются на глаза командованию, то, боясь прослыть стукачами, говорят, что получили травмы в результате падения по собственной вине.

Совершившие побег южноуральцы дали в Дальневосточной военной прокуратуре показания о том, что их избивали. Однако после угроз со стороны дагестанских контрактников отказались от этих заявлений.

Из «учебки» беглецов перевели в воинскую часть 21720 Белогорска. Приехавшим родителям в Дальневосточной военной прокуратуре заявили, что они ничего не докажут. По словам Черноок, бумаги, в которых беглецы рассказывали об избиениях и называли фамилии виновных, готовились уничтожить. Выпросив увольнительную для сыновей за бутылку коньяка и водки, 8 сентября матери попросту украли своих детей из воинской части в Белогорске. По их словам, там остался еще один южноуралец из поселка Синеглазово, которого очень сильно избили.

До Челябинска военнослужащие и их родители добирались 9 суток. На южноуральских солдат в военной Дальневосточной военной прокуратуре завели уголовные дела по факту самовольного оставления воинской части.

Матери обратились в военную прокуратуру Челябинского гарнизона, однако по закону принять у них заявление об избиении совершеннолетних детей никто не может. Сами военнослужащие в военктомат или прокуратуру идти боятся. «Мы не знаем, кому верить, – заявляют матери солдат. – В военкомате нам говорят, что никто наших детей обратно в Амурскую область не отправит. В прокуратуре говорят, что их на 10 дней отправят в Чебаркульский гарнизон, а затем – обратно в ту же воинскую часть, откуда они сбежали». В устной беседе в челябинской военной прокуратуре даже сообщают, что возбуждение уголовного дела об избиении не поможет. На официальный запрос из Амурской области обязательно придет ответ, что факт избиения не подтвердился. Кстати, прокурорская проверка в воинской части Екатеринославки проводилась после первого побега южноуральцев. Никаких нарушений выявлено не было.

Однако нарушений в части, по словам матерей, достаточно. В казарме под Екатеринославкой у ребят отобрали и паспорта, и военные билеты, хотя это прямое нарушение закона. Они там остаются до сих пор – командование готово обменять документы лишь в обмен на рядовых.

Военкомат Челябинской области вмешаться в ситуацию не может. Военная прокуратура доказать факт избиения тоже не в состоянии. Сейчас единственный путь у сбежавших солдат – доказать, что призваны в армию они были с нарушениями. В этом случае уголовное дело о самовольном оставлении части, возбужденное в отношении них на Дальнем Востоке, сразу закроют. Все основания для этого есть. По словам председателя Челябинского комитета солдатских матерей Людмилы Зинченко, у трех из четверых в медицинских картах стоят диагнозы, с которыми в армии служить запрещено: гипертония и травма центральной нервной системы. Однако медкомиссия подростковыми медицинскими картами призывников не заинтересовалась. Поэтому солдатам предстоит пройти повторное медицинское освидетельствование. Причем на платной основе – паспортов для обращения в госпиталь у них нет.

По мнению Людмилы Зинченко контрактная система и переход на 1 год срочной службы в Российской Армии себя не оправдали – ситуация не изменилась: «Сегодня в армии хорошо только одноклеточным, у которых интеллект на уровне физиологических потребностей. Они начинают править, а нормальным ребятам выжить тяжело – их там ломают и калечат».

Челябинск, Ксения Уфимцева

© 2009, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,