AMP18+

Челябинск

/

«Пирожки с повидлой» или «Пушкин был лиристом» В Челябинске обнародовали самые распространенные ошибки южноуральских выпускников на ЕГЭ по русскому языку

В Челябинском институте повышения квалификации работников образования проанализировали самые распространенные ошибки, которые южноуральские выпускники допускали при сдаче ЕГЭ по русскому языку. Результаты анализа экзамена показывают: «великий и могучий» для многих современных старшеклассников остается китайской грамотой. Южноуральские школьники грубо нарушают известные языковые нормы, применяя в литературной речи просторечные выражения и допуская грубые ошибки при образовании слов.

Как передает корреспондент «Нового Региона», основными проблемами южноуральских школьников остается неумение комментировать проблему, изложенную в тексте, аргументировать свою точку зрения, а также незнание речевой нормы.

Так, одиннадцатиклассники делают ошибки при постановке ударений в некоторых словах, например, довольно часто ударения расставляются так: катАлог, бАловать, сливОвый, опошлИть, прИданое, кОрысть, нАчав, тортЫ, обогнАла, нарвАла, позвОним, красивЕе.

Кроме того, эксперты отметили ряд популярных грамматических ошибок, например, при образовании множественного числа существительных: пара чулков (норма – пара чулок), или выбора вместо выборы. Старшеклассники также неправильно выбирают форму рода: пирожки с повидлой, новый туфель (норма: пирожки с повидлом, новая туфля), образуют падежные формы: в аэропорте вместо аэропорту. Допускают выпускники ошибки при образовании степеней сравнения: звончее, более быстрее (правильно пишется звонче, быстрее). Наблюдаются проблемы и с употреблением местоимений: вокруг их, ихние часы (вместо вокруг них, их часы). Вот фраза из школьного сочинения: «Мы учимся у взрослых ихнему жизненному опыту».

Встречаются ошибки при склонении числительных: в двух тысяч первом году, менее семьдесят пяти рублей, до полторы сотни.

Отмечаются грубые ошибки и при образовании глаголов: пробежи сто метров, жгёт костёр, давай попробоваем, ехайте, едьте, ляжьте, берегем, ездием. Вот лишь некоторые цитаты из школьных опусов: «Я ключи ложу на одно и то же место», «Каждый писатель вклал свой труд…», «Мальчик налжал одноклассникам» (видимо, речь шла о лжи).

С глаголами и их формами у южноуральских выпускников вообще складываются сложные отношения. Чего только стоят такие обороты как оденьтеся теплее, прочитая рассказ, пиша рассказ (в последнем случае деепричастная форма в языке вообще отсутствует).

В области морфологии отмечается низкая степень качества выполнения заданий – ученики неверно квалифицируют особые формы глагола, производные предлоги, частицы. С трудом распознают краткую форму прилагательного, формы степеней сравнения, местоимения того или иного разряда. Выпускники часто не различают также прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия и частицы, допускают ошибки в определении границ производных предлогов. Более 80% экзаменуемых не справились с вариантом задания, требующим найти сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Много ошибок допускается и при нахождении главных членов, и при выделении второстепенных членов, при различении двусоставных и односоставных предложений, а также при расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

К типичным ошибкам школьников специалисты относят словообразовательные. Они вызваны нарушением в речи школьников структуры слова: «звучит то лиризм, то сатиризм», «Пушкин был лиристом», «это связано с безналичием чувства долга», «племянчатая бабушка», «после окончания домашневого образования…», «спотеешь».

Учащиеся делают ошибки при образовании форм слова: не хватает время на ребенка, наши матеря, появляются компьютеры и интернеты. Ученики неправильно употребляют причастия: «Автор пишет о возникновении пронзительного счастья у людей, ощущаемых любовь к России», испытывают проблемы с наречиями: «Это более больше».

А вот самые распространенные примеры нарушения структуры словосочетания и предложения, допускаемые выпускниками: «Выходя из комнаты, её лицо было в слезах», «Мало людей, которые могли бы пожертвовать чем-то своим: материально, временем или кровью», «Дети, которые не объяснившие причину», «Ваш товарищ поступает морально» (вместо нравственно), «Употребление устаревших и заёмных слов» (вместо заимствованных), «Писатель – преданный своему народу сподвижник», «На неё нашли минуты ностальгии».

Специалисты приводят примеры нарушения речевой логики: «Представители разных наций, таких как Китай, Британия, США», «Язык перемешался с другими словами». Кто-то из учащихся, рассуждая об уровне грамотности в обществе, пишет: «Мы не владеем нашим языком в полную силу» (вместо «в полной мере»). Встречаются неуместные образы: «Белый снег накрыл землю, как жених невесту», «Катерина Кабанова как птичка, которую привязал за лапку какой-то хулиган», «У него угасла последняя капля совести», «Гений своего мастерства».

А один из выпускников откровенно написал в экзаменационной работе: «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя». Другой южноуралец использовал в сочинении ненормативную лексику.

Челябинск, Алла Александрова

© 2009, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Культура, Наука, Общество, Россия,