AMP18+

Челябинск

/

Вопросы развития УРФО в Челябинске обсуждали по ощущениям и понятиям

Челябинск, Май 17 (Новый Регион, Игорь Юров) – Развитие Уральского федерального округа оставляет желать лучшего. Об этом заявил президент России Владимир Путин на вчерашнем заседании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа (УФО). Три с половиной часа решали только одну проблему: можно или нельзя, нужно или не нужно строить железнодорожные ветки Тюмень–Юрай–Салехард и Полуночная–Обская в рамках транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный», который соединит север с югом в отдельно взятом регионе, отмечает корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников.

С рабочим докладом выступил постпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Очевидно, что ему не часто приходится выступать на виду у публики. Первые десять минут он страшно волновался и путался в самых простых и на первый взгляд понятных словах и истинах. Странный эффект: от этого волной сочувствия к Петру Латышеву заливало журналистское сердце. Смысл того, о чем он говорил, также вызывал сочувствие и даже сострадание, но уже ко всем без исключения жителям Уральского федерального округа. Дела нехороши: флагман индустрии Магнитогорский металлургический комбинат на грани закрытия.

– При стоимости производства одной тонны окатышей в 25 евро Магнитка приобретает сырье по 100 евро, да еще в Казахстане! При этом не идет речи ни о какой гарантированности поставок! – страдал Петр Латышев.

На «Уралмаше» в то же самое время идут массовые сокращения рабочих и служащих.

– Уралмаш мог бы поставлять экскаваторы для вскрышных...– мечтательно произнес господин Латышев.

Сейчас об этом, видимо, не может быть даже и речи. Господин постпред признался, что его округу просто повезло, когда господин Путин решил провести совещание по вопросам социально-экономического развития именно здесь. Других возможностей в срок удвоить ВВП, кроме оперативных решений прямо на этом совещании, он не видит (у остальных федеральных округов шансов удвоить ВВП, очевидно, нет и не будет).

В качестве выхода из тупика господин Латышев предложил рассмотреть предложения по созданию транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный» и профинансировать его за счет, разумеется, федерального бюджета. На этот проект он, по понятным причинам, делает главную ставку.

Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев с упоением говорил о том, как богат природными ресурсами Уральский федеральный округ. Газ, нефть (68% российских запасов), марганцевые руды, бокситы, медь, цинк, золото и платиноиды... Юрий Трутнев подробно перечислял, сколько чего есть на территории округа. В какой-то момент стало, ей-богу, просто даже завидно. Однако оказалось, что подавляющее число месторождений не разрабатываются, а на тех, что разрабатываются, инфраструктура либо обветшала, либо, наоборот, находится в зачаточном состоянии.

Президент ОАО РЖД Геннадий Фадеев для доклада вышел к карте. Он стоял с микрофоном в руке и откашливался, словно готовясь спеть песню. И она прозвучала.

– Я хочу для начала вкратце рассказать, как в целом чувствует себя транспортная система страны,– сказал господин Фадеев.– Все-таки шестой раз участвую в таких совещаниях за три года, а то бы так ни разу и не выступил.

Досадный пробел был ликвидирован в два счета. Геннадий Фадеев начал с Транссиба.

– Мы не спим! Заканчиваем новую ветку. Транссиб будет иметь очень мощный выход на Китай. Богданчиков (президент компании "Роснефть".– Ъ) подписал контракт на поставку 48 миллионов тонн нефти в Китай до 2010 года. Поставки начались, он идет в графике. Сейчас есть возможность перевозить с нашей помощью 10 миллионов тонн в год. Когда мы сдадим это направление под ключ, сможем возить до 30 миллионов тонн в год.

– Сколько-сколько? – переспросил господин Путин.

Первый раз за этот длинный день он чему-то удивился.

– Двухпутная дорога, всего 70 миллионов тонн...– уточнил господин Фадеев.– Слова, решения, дела... Только так у нас...

Он очень увлекся. Его указка скользила по всем регионам, кроме УрФО, но неминуемо к нему приближалась.

– Так, через Уральский округ я перешагну,– пробормотал господин Фадеев.– В Новороссийске мы планируем...

Время от времени господина Фадеева становилось плохо слышно, так как он, увлекшись, забывал, что у него в руке есть микрофон.

– А я бы на его месте пошел к хорошему парикмахеру, сделал бобрик и выглядел бы на десять лет моложе,– задумчиво сказал сидящий рядом со мной первый замгубернатора Челябинской области Андрей Косилов.

Но на самом деле господин Фадеев был, кажется, моложе всех в этой компании.

– Нам не избежать выхода на Ямал,– вспомнил ни с того ни с сего господин Фадеев и про УФО.– Линия с Москвы уже подошла к нему.

В конце своего масштабного выступления, которое продолжалось не меньше получаса, Геннадий Фадеев обратился напрямую ко всем губернаторам страны:

– Ставить вопросы все горазды. А что ты лично сделал для жизни?

Не дождавшись ответа от опешивших губернаторов, Геннадий Фадеев сошел со сцены. Все амбиции, которые он давил в себе последние три года, были, похоже, удовлетворены.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов говорил прежде всего о железнодорожной ветке Салехард–Ямал:

– Эта ветка позволит перевозить 20 миллионов тонн конденсата нефти. Министры сказали, что проект нужен и реален.

Прежде всего он нужен, конечно, господину Неелову. Ведь все выступавшие имели в виду (и максимально деликатно и не спеша подводили к этой мысли президента страны), что железнодорожный проект профинансируется из федерального бюджета.

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко поделился своим главным соображением:

– Наш округ, где живет 1% населения страны, дает России продукции на 1 триллион рублей. Ну о чем еще можно мечтать? И еще растем на 10-10,5% ежегодно!

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель с гордостью рассказал, как удачно спасает областную промышленность от деятельности некоторых бизнесменов.

– У этого горе-экономиста Бендукидзе (Каха Бендукидзе – министр экономики Грузии.– Ъ) взяли завод в ужасном состоянии. Теперь к 2006 году сделаем там хороший вагон – и будем выпускать! (Имелся в виду Тбилисский электровозостроительный завод, приобретенный в этом году екатеринбургской компанией "Дема".– Ъ.)

Кроме того, господин Россель предложил также в воспитательных целях отобрать у китайцев контрольные пакеты в некоторых российских предприятиях.

Губернатор Курганской области Олег Богомолов говорил о проблемах, с которыми сталкивается человек, который едет из Владивостока до Москвы:

– Он садится во Владивостоке, а уже в Петропавловске (казахском.– Ъ) ему говорят: "Твои документы!" (Эта инициатива исходит от казахстанских пограничников. По территории Казахстана проходит некоторая часть железной дороги.– А. К.)

– Еще не говорят,– вдруг встрепенулся господин Путин.

– Но уже надо поднять ночью человека и проверить у него документы! – настаивал губернатор Курганской области.– В общем, это решать надо, а дорога Владивосток–Москва – это дорога прошлого,– окончательно расстроился господин Богомолов.

– Надо быть предельно осторожными. Мы думали, что БАМ, например, привлечет инвесторов,– заявил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. – Но этого не произошло. То же самое мы видим и сейчас на новых магистралях. Виктор Рашников (председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината.– Ъ), например, ждет, пока к нему проложат ветку длиной в 300 километров. А я хотел бы, чтобы он объявил о своих инвестиционных намерениях на этот счет и закрепил бы их соглашением, а то пока мы говорим только по ощущениям и понятиям!
С этим согласились все без исключения присутствующие и разошлись – кажется, с большим облегчением.

© 2005, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Политика, Россия,