AMP18+

Челябинск

/

Деньги на монетизацию льгот ЖКХ на Южном Урале закончатся через пару месяцев Чиновники сразу знали, что монетизация натолкнется на серьезные проблемы, но уверяли, что все будет хорошо

В Челябинской области монетизация льгот ЖКХ проходит непродуманно и незаконно.

Как передает корреспондент «Нового Региона», начатая в феврале текущего года на Южном Урале монетизация льгот ЖКХ напоролась на подводные камни. Сбой произошел в самом трудно меняемом месте – в расчете размера денежной компенсации взамен предоставляемых ранее натуральных льгот. Об этом сегодня было заявлено на заседании комитета по жилищной политике Законодательного собрания Челябинской области.

По словам первого заместителя министра соцотношений Челябинской области Валерия Лугинина, переход на выплату денежных компенсаций в Челябинской области фактически состоялся. На Южном Урале более 531 тысяч областных льготников и 280 тысяч федеральных. По состоянию на 12 апреля из областного бюджета на выплаты потрачено уже 590 миллионов рублей, из федеральных субвенций – 1,7 миллиона рублей. Как сообщил Лугинин, пока этих средств региону хватает. Ключевое слово в этой фразе «пока». Денег, как оказалось, хватит лишь до июля. А затем области придется срочно где-то брать еще 1,7 миллиарда рублей: 886 миллионов из региональной казны и 900 миллионов – из федеральной. Отметим, что сейчас областной бюджет дефицитен на 22% от собственных доходов субъекта, для сведения концов с концами ему не хватает 11 миллиардов рублей. Если бы регион не привлек в 2009 и 2010 годах кредиты для покрытия дефицита, область уже стала бы банкротом.

В таких условиях чиновники неожиданно заявили, что дефицит придется увеличивать, дабы рассчитаться с льготниками по монетизации ЖКХ. И это несмотря на то, что в конце 2009 года те же представители министерств уверяли депутатов, что ситуация под контролем, и все необходимые средства в казне на 2010 год уже заложены.

Причина нехватки денег – в несовершенстве региональных стандартов, на основании которых и производятся выплаты льготникам. При этом на сегодняшнем заседании комитета ЗСЧО два министерства – Минсоцотношений и Минстрой – даже поспорили, кто же из них в 2009 году предложил проводить монетизацию через эту методику расчета. Но виновных за фактический провал ухода от натуральных льгот пока не назначили.

Суть проблемы в следующем. Погрешности в стандартах привели к дисбалансу, а именно: часть населения стала получать на руки бОльшие суммы, чем ранее подразумевали под собой натуральные льготы. Часть же, наоборот, стала жертвами монетизации – теперь им приходится за услуги ЖКХ доплачивать из своего кармана. Виновны в этом чиновники, которые не учли или не специально не стали учитывать некоторые моменты. Так, в региональные стандарты не попал ряд услуг, оказываемых населению предприятиями коммунальной сферы. Например, жителям Кизильского района не стали компенсировать затраты на обслуживание выгребных ям в частных домах, хотя ранее соответствующая льгота предоставлялась. Также авторы региональных стандартов не учли затрат на газ в баллонах, который используется для приготовления пищи. Ну, и наконец, главной головной болью стал так называемый частный сектор. Сейчас в этом виде жилья услуги ЖКХ предоставляются, по сути, в том же виде и объеме, что и в многоквартирных домах. Однако из-за неточных региональных стандартов для частного сектора предусмотрено меньшее финансирование.

То, что монетизация близка к провалу, все причастные к ней министерства поняли сразу, еще в феврале, когда процесс был запущен в первых муниципалитетах Челябинской области. В ответ на нововведения чиновники получили поток звонков из территорий. Тогда стандарты стали корректировать. По уверениям начальника управления инженерной инфраструктуры Минстроя Александра Дмитриева, расчет подстраивается под ситуацию оперативно, достаточно звонка и подтверждения данных за подписью главы муниципалитета. Однако представитель Минсоцотношений Валерий Лугинин заявил, что ситуация не столь радужная, как пытаются представить коллеги: да, динамика изменения стандартов в Челябинской области высока. Но именно это привело к такому росту требуемых средств и, в конечном счете, к их нехватке. В области примерно 90% населения от монетизации выиграли, 10% – пострадали. «Стремясь изменить выплаты этим 10%, мы повышаем и без того завышенные выплаты остальным 90%, отсюда и дефицит средств. Пока система работает именно так. Платить столько, сколько необходимо, по стандартам невозможно», – пояснил Лугинин. «Вы нас заверяли, что проблем с региональными стандартами не будет. А когда они в реальную жизнь шагнули, все поплыло», – изобразил возмущение председатель комитета Юрий Карликанов. Делегаты от Минстроя и Минсоцотношений отговаривались тем, что региональные стандарты – мера несовершенная, но вынужденная. «От нас потребовали методики. Мы ее посчитали. По самим стандартам к нам претензий не может быть. Суммы заложены в бюджет по факту прошлого года. Рост тарифов при этом не учитывался», – заявил Дмитриев. Однако депутаты тут же припомнили ему комитет в декабре 2009 года, года он уверял собравшихся, что региональные стандарты разработаны уже с учетом повышения тарифов на услуги ЖКХ.

Как пояснил корреспонденту «Нового Региона» Валерий Лугинин, о том, что стандарты рассчитаны неверно, было ясно еще до их принятия. «Да врали они. Конечно, ничего они не учитывали. Иначе не стали бы Минстрой и Минфин стандарты сейчас пересчитывать, подгонять их, чтобы не было обиженных, – заявил он. – И мы сказали, что нам дополнительных денег не нужно, чтобы нам начали деньги платить. Я когда пришел к Голубцовой (министр финансов Челябинской области – прим. НР) подписывать документ на льготников, она так и спросила – «Это же вранье?» Да, вранье. А иначе она не подписала бы». О том, что региональные стандарты неэффективны, кроме Минстроя, Минфина и Минсоцотношений, изначально, по словам Лугинина, в курсе были и вице-губернатор Евгений Редин, и тот же Юрий Карликанов. Тем не менее, монетизацию в Челябинской области запустили именно по этому пути. А затем стали подгонять к реальности вымышленные расчеты. Причем подгонять, как выяснилось, незаконно. «По закону региональные стандарты должны изменяться один раз в год, до формирования областного бюджета. А у нас тарифы ведь растут в течение года, вот стандарты вслед за ними и изменяются. И вся выплата льготникам сейчас идет незаконно, сознательно идем на нарушение закона. А что делать?» – развел руками Валерий Лугинин.

Челябинск, Ксения Уфимцева

© 2010, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,