AMP18+

Челябинск

/

Заявление Фурсенко о сокращении педагогов возмутило челябинских учителей, родителей и чиновников

Недавнее заявление главы российского Минобрнауки Андрея Фурсенко возмутило педагогическую общественность Челябинска.

Напомним, на минувшей неделе Андрей Фурсенко заявил, что число школьных учителей можно сократить на 200 тысяч. Министр объясняет свою позицию демографическими проблемами в стране. Например, если в 1998 году в России было 22 миллиона учеников, сейчас – около 13 миллионов. Сегодня в стране насчитывается 1,2 миллиона педагогов. Министр считает, что школы могут обойтись 1 миллионом учителей.

Как передает корреспондент «Нового Региона», по мнению челябинских чиновников и учителей, цифра, заявленная Фурсенко, была озвучена без предварительного анализа ситуации. «Есть норматив – в среднем на одного педагога должно приходиться 15 учащихся. Если разделить число российских школьников на учителей, получатся «лишние» 200 тысяч», – комментирует начальник управления образования Челябинска Елена Коузова. Между тем, по словам Коузовой, нужно учитывать, что сегодня большинство учителей занимают несколько ставок, замещая тем самым недостающие кадры. Поэтому штатное расписание зачастую серьезно отличается от фактического числа работающих: например, на 100 единиц штата может приходиться 50 сотрудников.

По словам Коузовой, в последние годы из-за снижения числа учащихся идет постепенное сокращение учительского состава. Так, в 2005-2006 годах, уведомления о сокращении получали учителя начальных классов: младшеклассников тогда попросту не хватало. Причиной была низкая рождаемость конца 90-х. В текущем году ситуация, напротив, кардинально изменилась: число первоклассников резко выросло.

Сокращать педагогов приходится и сегодня, но, как правило, их не выставляют на улицу, а предлагают работу в другом месте. Дело в том, что по закону сокращенному работнику полагается выплачивать пособие в течение 2 месяцев, а деньги эти в бюджете не заложены. Поэтому управление образования заинтересовано в том, чтобы «перебросить» педагога на другой фронт работ, тем самым сохранив кадр и деньги. Кстати, «переквалифицировать» можно не каждого учителя: например, работа педагога начальных классов весьма специфична, поэтому он не сможет работать в средней школе.

При этом, как отмечает Коузова, в основном, сегодня сокращение имеет естественный характер: стареющие кадры уходят на пенсию, а новые не торопятся идти работать в школу.

Отметим, что из-за снижения контингента учащихся уменьшается и нагрузка на учителей: сокращается число учебных часов. Педагоги, как правило, «сидят» на 1,5-2 ставках: это позволяет им получать доплату к низкой зарплате, а, кроме того, «закрывать» вакансии.

По словам Коузовой, несмотря на это, даже сегодня в школах имеются вакансии, хоть и скрытые. Традиционно не хватает учителей технологий для мальчиков, информатики и иностранных языков, а также воспитателей детсадов. Выпускники педвузов, получающие соответствующие специальности, не торопятся идти работать в школы из-за низкой зарплаты, непрестижности профессии. Специалист по информатике, например, предпочитают устроиться в коммерческую фирму программистом, а учитель английского может найти работу переводчика.

Ссылка по теме:

Из-за дефицита школьников южноуральских учителей могут «переквалифицировать» в преподавателей кружков и секций >>>

Челябинск, Алла Александрова

© 2010, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия,