AMP18+

Челябинск

/

Южноуральские бизнесмены по фене не ботают

Российские олигархи все чаще становятся объектом тщательных исследований. Россиянам интересно все: от способов зарабатывания денег до пристрастий в еде и одежде. «Новая газета» проанализировала словарный запас этой категории российских граждан и пришла к выводу, что сегодня бизнеслексикой управляют две категории граждан - незаметные люди в штатском и весьма заметные представители крупного бизнеса.

Так, все, кто в бизнесе, зовутся ныне «пассажирами». Просто пассажир - это маленький бизнесмен без связей, который может себе позволить домик в пригороде и копит на евроремонт. Хуже только никчемный пассажир - тот, кто постоянно ходит и клянчит деньги на различные бизнес-проекты. Ему, естественно, не дают - разве что «козлы» - иностранные инвесторы.

Серьезный пассажир имеет бизнес, приближающийся к олигархическому, но еще не совсем. Некогда введенное в обиход журналистом Александром Фадиным слово «олигарх» прижилось в самой бизнес-среде и перестало среди своих нести изначально негативный оттенок. Помимо олигархов, входящих в рейтинги Forbes, существуют «олигархи карликовые», которые крутятся вокруг «крупняка», деля с ними бизнес.

Все те, кто работает на серьезных пассажиров и олигархов, несмотря на всю разницу в их положении, для хозяина - всегда «челядь»: от вице-президента банка до охранника на выходе. Однако сам вице-президент или начальник департамента себя челядью не считает и обзывает таким словом всех, кто ниже его по иерархической лестнице.

Основа современного российского бизнеса – «движение». Это особый процесс, так сказать, осмысленная тусовка, на которой можно о чем-то договориться, чуть-чуть потереть, оценить пассажиров. Например, фраза «пошло движение по «Силовым машинам» означает, что бизнесом этой корпорации начинают интересоваться или вокруг нее что-то вертится, происходит. Движение отслеживают все, потому что тот, кто вовремя подсуетился, может получить «воздух» (прибыль), а те, кто прошляпил, - рискует «попасть».

Движение во многом зависит от государства: от чиновников, силовых структур, разного рода лоббистов. Как свидетельствует "Новая газета", понятия в этом случае употребляются осторожные, смысл их укрыт от постороннего глаза. Например, главного чиновника, президента России Владимира Путина называют «портрет».

Существуют прочно укоренившиеся фразы, характеризующие отношения бизнеса и власти. Таможня дает добро - означает достигнутый договор с государством по любому поводу. Как правило, с «таможней» трудно договориться, если не накормить ее представителя «тортиком»- взяткой.

В ряде случаев к бизнесмену могут прийти «гости» - неприятные люди в масках. А фраза «У меня сегодня гости» означает, что в офис завалились проверяющие: любые - от прокуратуры до Счетной палаты.

«Генералом» называют генеральных директоров, «ежиками», «мартышками», «одуванчиками» - компании-однодневки, которые используют для слива доходов или ухода от налогов.
«Месячные» - это регулярные проверки контролирующими органами. «Прачечная» - небольшой банк, занимающийся серыми схемами.

Периодически олигархи собираются «перетереть» - обсудить сделки. Любые терки могут закончиться «попадаловом», то есть невыгодным контрактом, сулящим убыток. А то и «кидаловом» - обманом, изначально запланированным контрагентом, который провел прием более качественно, чем тот, кто в итоге попал. Один из самых неприятных поворотов событий – бизнесмен, он же олигарх, он же пассажир может быть «принят» - арестован. На Южном Урале для обозначения этого процесса используют термин «закрыть».

Правда, южноуральские олигархи в один голос утверждают, что никаким специальным сленгом они не пользуются. «Все эти «терки», «кидалово», «попадалово» пришли из криминала. Солидные люди сейчас по «фене» не «ботают». Хочешь, чтобы к тебе хорошо относились и клиенты, и партнеры - говори нормально, - заявил корреспонденту «Нового Региона» руководитель одной из крупных челябинских фирм. – Взятка – она и есть взятка. Правда, если говоришь по телефону, то приходиться переходить на язык намеков, но никаких «тортиков» и «пирожков» мы не употребляем». «Никаким специальным сленгом мы не пользуемся, - подтвердил второй бизнесмен, которого смело можно отнести к «крупным олигархам». – А вот понятия разделяем. Например, бизнесмен и предприниматель – это не одно и то же. Бизнесмен – этот тот, кто, помимо прочего, занимается стратегическим планированием и вкладывает деньги в развитие своего бизнеса, а предприниматель просто пытается срубить денег по-легкому, живя по принципу «После нас хоть потоп».

Это «срубить денег по-легкому» слегка насторожило и, копнув глубже, корреспонденты «Нового Региона» выяснили, что южноуральские олигархи, хотя и стараются говорить на правильном языке (как выяснилось, грамотная речь считается сегодня признаком хорошего тона), но специфические словечки все-таки употребляют, сами того не замечая. Слова «закрыть», «подмазать», «попасть», «портреты» (они же – «президенты» - доллары) и так далее встречаются в деловых разговорах довольно часто.

А для серьезных неприятностей южноуральцы, как простые, так и олигархи, (впрочем, как и все россияне) используют неблагозвучное, но весьма точное определение – «жопа».

Челябинск, Игорь Юров

© 2005, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия,