AMP18+

Челябинск

/

Южноуральцы до сих пор продолжают употреблять радиоактивное молоко и рыбу со стронцием Ученые: проблема облученного населения будет существовать, пока население живет

Спустя более 50 лет после аварии на химкомбинате «Маяк», расположенном на территории современного Озерска, жители окрестных населенных пунктов продолжают получать опасное радиоактивное облучение. Причем, речь идет как о внешних источниках – продуктах питания, так и о внутренних.

Как передает корреспондент «Нового Региона», южноуральские ученые в настоящие время изучают процесс поступления радионуклидов в пищевые цепочки человека. В связи с этим проводится постоянный мониторинг реки Теча – главного источника радионуклидов. Именно в Течу, начиная с 1950-х годов, поступали жидкие радиоактивные отходы секретного производства.

Ученые регулярно исследуют речные донные отложения на содержание таких радионуклидов как плутоний, стронций-90, цезий-137, америций-241. Также начаты исследования миграции трития.

Дело в том, что со временем радионуклиды распадаются, а также мигрируют. То есть уходят в почву. В этом случае они представляют опасность до тех пор, пока находятся в зоне, досягаемой для корней растений. При этом, уходя вглубь, радионуклиды могут попадать в грунтовые воды, а затем – в источники питьевой воды.

Помимо речного ила ученые исследуют остальные звенья цепи: растения, животные, продукты животноводства, в частности, молоко.

Установлено, что самой критической, неблагоприятной группой населения, являются владельцы частных хозяйств. У многих из них коровы, дающие молоко, пасутся на зараженных территориях.

В связи с этим ученые занялись мониторингом питания населения таких мест. Выяснилось, что радиоактивное молоко продолжает поступать на стол южноуральцев.

Кроме того, представляет опасность рыба, которая водится в водоемах, расположенных на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС). Дело в том, что на предприятии «Маяк», где в 1957 году произошла известная авария, для наработки топлива накапливались долгоживущие радионуклиды. Они живут десятки лет и могут поступать в организм человека. К примеру, период полураспада стронция составляет 30 лет.

Стронций поступает в костную ткань, где накапливается и никогда не выводится. По сути, стронций является аналогом кальция – он замещает его в кристаллической решетке кости и продолжает облучать костный мозг на протяжении всей жизни человека. Даже переехав в экологически чистую территорию, такой человек продолжает получать внутреннее облучение. То же самое касается костей рыб. В ряде водоемов, где в свое время регистрировался высокий уровень загрязнения, было рекомендовано не заниматься рыбохозяйственной деятельностью, например, на озере Кожакуль. Однако по факту рекомендации не выполняются: на том же Кожакуле сегодня спокойно рыбачат.

Помимо серьезных последствий выброса радинуклидов полувековой давности проблема радиоактивного загрязнения сохраняется до сих пор. В верховьях реки Течи расположен Теченский каскад водоемов, который используется как хранилище малоактивных жидких радиоактивных отходов. «Проблема реки Теча – не только проблема старого загрязнения. Есть и новое загрязнение – постоянное. Вклад его не очень большой, но он есть. Поэтому необходимо проводить мероприятия в отношении Теченского каскада водоемов», – говорит директор Уральского научно-практического центра радиационной медицины ФМБА России Александр Аклеев.

По словам Аклеева, облучение приводит к развитию ряда заболеваний на протяжении всей жизни. «Проблема населения, подвергшегося облучению, будет существовать, пока население будет жить. Эти люди нуждаются в медицинской помощи. У нас это, в основном, сельские жители. Организовать медпомощь здесь сложнее. В Японии у облученных раковые заболевания выявляют на ранней стадии и успешно лечат. У нас все сложнее: причина в недоступности качественной медпомощи. Это целый клубок – проблем социального, экономического, медицинского плана. Необходима федеральная целевая программа. Такие есть, но они финансируются в недостаточном объеме. Например, последняя программа была профинансирована только на 6%», – говорит Аклеев.

Озерск, Челябинская область, Алла Александрова

© 2010, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Здоровье, Наука, Общество, Россия,