AMP18+

Челябинск

/

Юрий Золотов поручил южноуральскому прокурору разобраться в истории с контрафактными трубами на ПО «Маяк» Генпрокуратура требует выяснить, почему закрыли уголовное дело по данному факту

Заместитель Генерального прокурора РФ в УрФО Юрий Золотов поручил южноуральскому прокурору разобраться в истории с прекращением уголовного дела по факту возможной установки контрафактного оборудования на озерском ПО «Маяк».

Напомним, 6 апреля в редакцию «Нового Региона», а также ряда других челябинских СМИ поступило анонимное письмо, подписанное «работники ПО «Маяк». В своем обращении на имя Президента РФ, премьер-министра, руководства Росатома и СМИ авторы сообщают об аварийной ситуации на атомном объекте Озерска. По их словам, в 2009 году в СМИ уже появлялась информация о том, что во время ремонта систем охлаждения и спецканализации ядерных реакторов ПО «Маяк» были использованы контрафактные китайские трубы. Они утверждают, что эта информация соответствует действительности.

В пресс-службе ПО «Маяк» заявили, что факты, изложенные в письме, не соответствуют действительности – по документам все в порядке. И выдвинули версию, что письмо написали сотрудники предприятия, недовольные новой системой оплаты труда.

Между тем, историю о трубах опубликовал в еще августе 2009 года южноуральский блоггер Александр Подопригора. По его словам, при ремонте первой очереди спецканализации комбината «Маяк» в Озерске по документам использовали отечественные нержавеющие трубы соответствующего ГОСТа, а фактически – китайские, этим ГОСТам не соответствующие (сварщики тогда заметили – на стыках труба не варилась, шов не получался нормальный). Однако тогда сообщение блоггера особого интереса не вызвало. Именно на эту публикацию и ссылаются авторы письма.

Как сообщили «Новому Региону» в управлении Генпрокуратуры в УрФО, в сентябре 2008 года, действительно, возбуждалось уголовное дело по фактам мошенничества, связанное с оборудованием на ПО «Маяк». В связи с тем, что в СМИ появилось письмо с информацией о трубах и прекращении уголовного дела, заместитель Генерального прокурора России Юрий Золотов поручил прокурору Челябинской области истребовать данное дело, а также проверить законность принятого решения и передать материалы в областное следственное управление СК РФ. Исполнение поручения взято на особый контроль.

«Новый Регион» следит за развитием событий.

Справка «Нового Региона»:

29 сентября 1957 года на химкобинате «Маяк» произошла серьезная техногенная авария: из-за нарушения системы охлаждения разрушилась ёмкость с высокорадиоактивными отходами. Из хранилища в окружающую среду была выброшена смесь радионуклидов. В результате образовалось радиоактивное облако, а опасные вещества были разнесены на сотни квадратных километров. Зараженная территория получила название «Восточно-Уральского радиоактивного следа». В нее вошли 217 населенных пунктов с общей численностью 272 тысячи человек. Общее число пострадавших от катастрофы оценивается в 250 тысяч человек. Авария, получившая название «Кыштымской трагедии», признана второй по масштабам катастрофой в истории ядерной энергетики после аварии на Чернобыльской АЭС.

28 июля 1959 года произошел разрыв технологического оборудования.

26 февраля 1962 года – взрыв в сорбционной колонне, из-за чего произошло разрушение оборудования.

Весной 1967 года в результате пылевого переноса радионуклидов с обсохшей береговой полосы озера Карачай (открытого хранилища жидких радиоактивных отходов) на промплощадке ПО «Маяк» вновь возникла аварийная ситуация. Радиоактивные вещества, состоящие преимущественно из частиц иловых отложений, рассеялись на расстоянии 50 – 75 километров, усилив загрязнение территории от аварии 1957 года.

10 декабря 1968 года раствор плутония был залит в цилиндрический контейнер с опасной геометрией. Один человек погиб, другой получил высокую дозу облучения и лучевую болезнь, после которой ему были ампутированы две ноги и правая рука.

11 февраля 1976 года на радиохимическом заводе в результате неквалифицированных действий персонала произошло развитие автокаталитической реакции концентрированной азотной кислоты с органической жидкостью сложного состава. Аппарат взорвался, произошло радиоактивное загрязнение помещений ремонтной зоны и прилегающего участка территории завода.

2 октября 1984 года произошел взрыв на вакуумном оборудовании реактора.

В 2005 году руководство «Маяка» было привлечено к уголовной ответственности за действия, которые привели в 2001-2004 годах к сбросу в бассейн реки Теча нескольких десятков миллионов кубометров жидких радиоактивных отходов. Как показала экспертиза, территория заражения составила 200 километров, что представляло опасность для 12-тысячного местного населения. Однако в 2006 году уголовное дело против генерального директора предприятия Виталия Садовникова было прекращено в связи с амнистией к 100-летию Государственной Думы.

В октябре 2007 года на производственном объединении «Маяк» в Челябинской области произошла очередная утечка жидких радиоактивных отходов.

И это далеко не полный перечень чрезвычайных ситуаций на комбинате.

Челябинск, Алла Александрова

© 2011, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Экономика,