Южноуральские общественники предлагают изменить порядки в колониях «Система ГУЛАГа продолжается в новых изощренных формах»
Южноуральские общественники заговорили о необходимости реформирования системы исполнения наказаний. По их мнению, десятилетиями колонии и тюрьмы живут по устаревшим, диким средневековым порядкам, что не может способствовать перевоспитанию осужденных.
Как сообщили «Новому Региону» в Общественной палате Челябинской области, накануне общественники посетили печально известную копейскую колонию №1, в которой произошла массовая голодовка заключенных мусульман.
Правозащитники отмечают, что с активизацией работы общественников количество жалоб от осужденных значительно снизилось. При этом узники продолжат жаловаться на то, что их заставляют маршировать армейским строевым шагом и выполнять различные армейские команды. Правда, раньше за неповиновение угрожали физической расправой, а сейчас – помещением в штрафной изолятор.
До сих пор не ликвидированы в колониях секции дисциплины и порядка, так называемые пресловутые СДиП. Одной из задач этой секции было содействие администрации в соблюдении правил внутреннего распорядка. Членами СДиП становились сами осужденные.
Хотя, как напоминают общественники, приказ Минюста о самодеятельных организациях осужденных в исправительных учреждениях упразднен с 1 января 2010 года. Новый приказ запрещает членам самодеятельных структур выполнять командно-распорядительные и контрольные функции в отношении других заключенных.
Также общественникам поступила жалоба на отсутствие места для совершения религиозных мусульманских обрядов. Один из заключенных пожаловался, что он не желает ходить на воспитательные мероприятия, установленные правилами внутреннего распорядка.
Резюмируя итоги поездки, представители Общественной палаты заявляют, что система ФСИН в России нуждается в коренном реформировании: «Мир изменился, изменились отношения, а система ГУФСИН осталась в доисторическом прошлом. Анализ мнений показал, осужденные-члены СДиП, привыкшие «сладко спать и вкусно есть» не смогут сразу перестроить свое сознание. Они не смогут жить по установленным, официальным законам, на основании одного лишь приказа. К тому же остаются так называемые, фавориты администрации, находящиеся не в равных условиях с заключенными, но и всевозможные заведующие столовыми, банями, дневальные, завхозы, зав. клубами и прочие… В течение многих десятилетий в колониях рядовые заключенные вынуждены терпеть хамство, оскорбления, избиения, вымогательства со стороны лагерных активистов.
Фактически в России в колониях складывается иная культура, иной уклад жизни. Ограничивая людей в их более чем естественном, человеческом желании общаться друг с другом, можно добиться лишь одного – повышения уровня озлобленности, агрессии среди заключенных, со всеми вытекающими последствиями».
В результате несовершенства системы исполнения наказаний в стране появилась целая субкультура со своими традициями, языком, фольклором, манерой поведения, которой овладел громадный пласт населения.
«Система исполнения наказаний поставлена в интересное положение, когда государство с одной стороны сбрасывает в нее ненужных ему людей, формально требуя, чтобы с другой стороны ему вернули вполне адекватных. Не получается. И не получится, потому что человека формирует среда. А о каком окружении можно говорить в изоляции? Попыток разрушить изоляцию на данном этапе нет, сторожить легче, привычнее для России, и спокойнее», – отмечают в ОПЧО.
Они указывают на существующие в колониях устаревшие требования носить черную одежду и называть сотрудников «гражданин начальник», не иметь возможности читать свежую прессу и принимать ежедневно душ, а также сидеть в переполненных камерах, стоять в любую погоду на многочасовых перекличках и т.д. он ограничен в свиданиях с родными, в получении медицинской помощи.
«Средневековье напоминает то, что заключенный должен стоять в «стакане», сутками ожидая конвоя, лежать на голом холодном полу в карцере, не имея возможности присесть целый день, потому что кровать на день пристегивается к стене, избиваться на пересылках, подвергаться унижениям в тюремных вагонах и закрытых, никем не контролируемых тюрьмах. Существующая система ГУФСИН не способствует изменению человека в лучшую сторону», – говорится в отчете правозащитников.
Такие условия не способствуют «перевоспитанию» осужденного.
«Фактически система ГУЛАГа продолжается в новых изощренных формах. Слишком много странных смертей в местах лишения свободы, причины которых, по мнению правозащитников, не выяснены. Сегодня справедливо идет речь об уничтожении нации, учитывая количество прошедших через места лишения свободы», – заявляют члены Общественной палаты.
Подчеркивается, что сегодня никто не занимается анализом психологического состояния заключенных. Правозащитники говорят о необходимости проведения общественной экспертизы пенитенциарных учреждений. А также, по их мнению, необходимо налаживать производство в колониях, обеспечивать их госзаказами, выстраивать систему подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров с современной оплатой труда работников-заключенных.
Челябинск, Алла Александрова
© 2012, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».