По делу о полете военных самолетов над Челябинском назначена экспертиза Роспотребнадзора Военные: Во всем виноваты местные власти – не там построили жилые дома
По делу о запрете полетов военных самолетов над Челябинском назначена экспертиза Роспотребнадзора.
Как сообщили корреспонденту «Нового Региона» в Челябинском областном суде, вопрос о необходимости назначения по делу санитарно-гигиенической экспертизы был поднят в судебном заседании с целью установить фактический уровень шума, создаваемого при осуществлении полетов самолетов войсковой части 69806, и оценить степень риска здоровью населения от воздействия авиационного шума, что требует специальных познаний в области социальной санитарии и гигиены.
В судебном разбирательстве установлено, что самолеты эскадрилий СУ-24М, базирующихся на аэродроме Шагол, при заходе на посадку пролетают над зоной жилой застройки на территории Ленинского, Тракторозаводского, Калининского и Курчатовского районов на расстоянии до 20 км от взлетно-посадочной полосы. Протоколом измерений параметров физических факторов среды, выполненных Аккредитованным Испытательным Лабораторным Центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» подтверждено, что уровень авиационного шума превышает предельно-допустимые нормы. Но ответчики утверждали, что замеры авиационного шума выполнены без учета особенностей, предусмотренных ГОСТом 22283-88. «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».
В соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Поэтому судом на обсуждение сторон был вынесен вопрос о назначении экспертизы.
Стороны согласились с такой необходимостью. Прокурор заявил ходатайство о назначении экспертизы по вопросу определения фактического уровня авиационного шума в конкретных точках, расположенных в зоне повышенного шумового воздействия. Представитель истцов Анна Ильина согласилась с доводами прокурора, но просила поставить перед экспертами дополнительно восемь вопросов, в том числе, создает ли угрозу жизни и здоровью человека уровень звука пролетающих самолетов, какие негативные эффекты могут формироваться у населения под воздействием авиационного шума, определении границы шумовой карты аэродрома Шагол. Истец Владимир Бусыгин также просил поставить дополнительные восемь вопросов, в том числе, может ли авиационный шум разбудить человека, может ли длительное воздействие шума ухудшить состояние здоровья страдающего стенокардией, как влияют продукты сгорания авиационного топлива на человека. Но суд не усмотрел оснований для постановки дополнительных вопросов, так как они либо охватываются вопросом об определении степени риска, либо преследуют цель получения информации общего характера. Получение такой информации возможно без проведения судебной экспертизы.
Суд вынес определение – назначить комплексную судебную санитарно-гигиеническую экспертизу, перед которой поставить вопросы:
1. Каков уровень шумового воздействия самолетов СУ-24М и СУ-24МР войсковой части 69806, базирующих на аэродроме Шагол, при осуществлении ими полетов над Челябинском в зоне жилой застройки на территории Ленинского, Тракторозаводского, Калининского и Курчатовского района, расположенной под глиссадой и прилегающей к ней территории, а также в районе жилых домов, в которых проживают истцы.
2. Какова степень риска здоровью населения, проживающего в зоне акустического воздействия авиационного шума, источником которого являются двигатели самолетов СУ-24М и СУ-24МР войсковой части 69806 при осуществлении полетов над Челябинском?
Проведение экспертизы суд поручил Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области совместно с федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области». Управлению Роспотребнадзора будут предоставлены материалы пяти томов дела. Для проведения экспертизы эксперты вправе запрашивать другую необходимую им информацию. Стороны вправе присутствовать при проведении экспертизы, управление обязано предварительно извещать их о времени и месте проведения исследований.
С учетом того, что проведение экспертизы требует времени, производство по делу приостановлено до получения экспертного заключения.
Напомним, что в производстве Челябинского областного суда находится гражданское дело по заявлению пяти жителей Челябинска, регионального благотворительного общественного фонда «За природу», переданное по подсудности из Курчатовского районного суда Челябинска, и по иску прокурора области, вступившего в дело позже с самостоятельными требованиями, о приостановлении экологически вредной деятельности при осуществлении полетов военными самолетами СУ-24 войсковой части 69806 с аэродрома Шагол в Челябинске. Ответчиками являются администрация Курчатовского района Челябинска, Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ, войсковая часть № 71592.
Кроме того, истец Евгений Лазарев просит суд обязать Министерство обороны компенсировать ему моральный вред, а истец Владимир Бусыгин – моральный вред и ущерб, причиненный затратами на лечение и утратой заработка.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству суд выслушивал позиции сторон, выносил на обсуждение сторон обстоятельства, которые имеют значение для разрешения спора. Истцы-граждане уточнили свои требования, поскольку ранее заявленные требования были сформулированы таким образом, что это в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ могло повлечь прекращение производства по их заявлениям. Судом разрешены многочисленные ходатайства сторон, в том числе о допросе свидетелей, специалистов и о представлении дополнительных доказательств.
В обоснование своих требований истцы указали, что авиационный шум нарушает их право на проживание в благоприятной окружающей среде. Истцы полагают, что осуществление полетов не соответствует требованиям санитарных правил и нормативов, оказывает вредное воздействие на состояние здоровья.
Ответчики с требованиями не согласились, утверждая, что принятыми ими мерами обеспечено соответствие уровня авиационного шума нормативному. Снизить уровень шума в жилой застройке, оказавшейся под глиссадой (прямая от взлетно-посадочной полосы аэродрома, по которой самолеты заходят на посадку со снижением высоты), невозможно в соответствии с установленными правилами полетов. Считают, что вина должна быть возложена на органы местного самоуправления, которые допустили строительство жилых домов в приаэродромной зоне, предназначенной для захода на посадку воздушных судов.
Дело рассматривается в первой инстанции областным судом, поскольку в районном суде было заявлено ходатайство об истребовании в качестве доказательств документов, которые содержат сведения, связанные с государственной тайной. В связи с наличием в деле таких сведений, судебное разбирательство проходит в закрытых судебных заседаниях.
Челябинск, Павел Зварзин
© 2012, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».