AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «Нового Региона»: Сто дней междустрочества

В череде бурных событий на общероссийской политической сцене первые 100 дней уральского полпреда Игоря Холманских остались незамеченными. Мягко говоря, взлет «из грязи в князи» управленца «Уралвагонзавода» сам по себе, как факт спонтанного администрирования на высшем уровне, вызвал интерес куда более сильный, чем все последующие телодвижения новоиспеченного начальника. Чего в этом больше – признания отмирающей функции полномочного представительства в округах, либо бесперспективности «идейной платформе»? «Новый Регион» попросил прокомментировать ситуацию политолога Семена Абрамова:

«Институт полпредства в округах возник в свое время как ответ на «суверенизацию регионов», объявленную еще Ельциным, но совсем не вписавшуюся в планы построения властной вертикали Владимира Путина. Эта коллизия имела свое яркое выражение в многолетних боданиях Лытышева и Росселя в нехитрой игре «кто тут начальник». Но если в Свердловской области это копошение происходило в одной паучьей банке, то в других территориях поигрывание мускулами даже не было особенно актуальным. Так себе, бюрократические понты средней руки. А закончилось все, как известно, отменой выборов губернаторов в связи с введением режима контртеррористической операции и последующим закручиванием гаек. Судьба глав регионов стала напрямую зависеть от расположения президента и всякая речь в таких условиях о какой-либо, пусть формальной, независимости территорий стала просто смешна.

Тут бы, по идее, можно было бы поставить точку на истории развития полпредства как института, в виду исчерпанности политической повестки, но в силу внутренней логики существования бюрократии, если уж орган создан – он может только укрупняться, а никак не ликвидироваться. Посему господину Петру Латышеву в то время пришлось искать новый объект применения энергии. Как раз в этот момент и появились благородные планы по «инновационному» развитию приполярного Урала, выраженному в отнюдь не дешевом проекте «УП-УП». Чем закончился индустриальный мегабросок на Север, думаю, напоминать особо не нужно.

Неудачей закончилась попытка реанимировать проект и при кураторстве Николая Винниченко. При нем работа окружного аппарата почти полностью скатилась к режиму одобрения высочайших инициатив и рассылки необременительных поздравлений. Впрочем, как оказалось, этот нехитрый фронт работ также может быть урезан до прямоты фонарного столба. Куйвашев оказался несторонником публичности как таковой, а посему даже пресс-релизы приобрели эстетическую стройность телеграфных сообщений, если конечно опустить общую косноязычность.

И вот на фоне такой, своего рода, идеологической бездуховности восходит звезда «человека из народа» Игоря Холманских. В выборную кампанию президента он олицетворял чаяния крепких уральских мужиков, которые не приемлют сложных альтернатив и взыскуют незамутненной электоральной простоты: «Чё тут думать: сказано за Путина – значит, за Путина». Поддержка представителя трудовых масс была оценена по достоинству и вот уже в качестве большого начальника Холманских отправляется с первым «рабочим» визитом на родной «Уралвагонзавод». Кто сказал, что социальные лифты не работают?

В отличие от своих предшественников, которые не торопились артикулировать программные позиции полпредства, Холманских свое явление народу идейными постулатами сопроводил. В основу легли темы предвыборной гонки, составившие начальный политический лексикон в качестве бэкграунда.

Первая из них и главная: слишком много в стране развелось дармоедов, работать некому. Человеку труда не продохнуть! Сидят в офисах, получают немеренную зарплату, а еще требуют каких-то свобод, покушаются на стабильность в стране. Пора брать исчезающего «гегемона» под высочайшее крыло... Вроде бы и сквозят выступления многозначительными намеками в сторону интеллигенции, но все ж таки ясных постулатов – в чем опасность состоит – внятно не высказано. С другой стороны, нынешнее состояние трудового класса было нивелировано вовсе не стараниями гражданских активистов, а, в первую очередь, власть имущими совместно с когортой собственников предприятий.

Дальнейший креатив в образовании новой политической силы еще только предстоит нарабатывать. Как, например, обеспечить смычку верхов и низов? Тех, кто является выгодополучателем и производителем этих благ? Так, чтобы «низы» не «заелись», но голосовали сердцем и душой только за начальство. Крамольный вопрос даже в своей постановке, не то, что решении – готов ли им заняться Холманских? Этот опыт, кстати, давно уже прорабатывают старшие партнеры в «Единой России».

Но все это, так сказать, идеологический фон первых ста дней, а в качестве конкретики представитель президента выбрал образовательную сферу. Подошел к ней, как истинный производственник, со всей прямолинейностью. Рабочих в стране не хватает, а юристов переизбыток. Давайте перенастроим учебный конвейер так, чтобы на гора выходили трудовики.

Впрочем, может и не стоит искать каких-то глубинных смыслов в политических или производственных изысканиях новоиспеченного полпреда. Как не раз было справедливо отмечено, история у нас определяется не идеями, а подтекстом. И читать его стоит между строк».

© 2012, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Общество, Политика, Россия,