Новая пенсионная реформа в России: «Платишь 40 лет в ПФР 20% от заработка – получаешь пенсию 40% от заработка в течение 20 лет»
России предстоит очередная пенсионная реформа.
Как передает корреспондент «Нового Региона», на общественное обсуждение вынесли стратегию развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. Необходимость нового реформирования данной сферы вызвана рядом неразрешимых в действующем правовом поле проблем.
По словам заместителя министра труда и социальной защиты России Андрея Пудова, на сегодняшний день из-за снижения численности работающих и увеличения числа пенсионеров наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, отсутствуют достаточные страховые источники для поддержания трудовых пенсий на приемлемом уровне. Так, если сегодня размер пенсии составляет чуть более 36% (средний размер пенсии – 9 тысяч 700 рублей) от утерянного заработка, то в случае сохранения существующей системы к 2030 году показатель снизится до 25%.
Внедряемая сегодня двухуровневая система, предусматривающая страховую и накопительную части пенсии еще не дала никаких результатов (первые пенсионеры должны появиться только в 2021 году), но уже признана неэффективной.
Теперь в России предлагается создать трехуровневую модель пенсионной системы.
Планируется, что пенсия гражданина будет складываться из трех частей: трудовой пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов (ее уровень к 2030 году должен составить 40% от утерянного заработка при нормативном страховом стаже и средней зарплате), корпоративной пенсии, формируемой работодателем при возможном участии работника или коллектива, а также частной пенсии, формируемой гражданином самостоятельно.
По словам Пудова, при данной модели пенсионной системы пенсия может достигать 70% от потерянной заработной платы гражданина, при условии участия во втором и третьем уровнях, позволяющих компенсировать 15% и 5% бывшего заработка соответственно. Откуда возьмутся еще 10% (45% + 15% +5% = 60%), не поясняется.
Для реализации реформы необходимо совершенствование тарифно-бюджетной политики. В частности установление единых тарифов страховых взносов и принципа обязательности их уплаты для всех работодателей. Также предлагается поэтапное выравнивание размера страховых взносов с уровнем пенсионных выплат для самозанятого населения. Сегодня их пенсия не отличается от пенсии наемных работников, но самозанятые платят в пенсионный фонд лишь одну десятую от страховых взносов наемных.
Помимо этого, предлагается ввести дополнительный тариф страховых взносов для работодателей в отношении подчиненных, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда. Речь идет о гражданах, выходящих на пенсию досрочно. Сегодня финансирование их пенсий ведется за счет общих доходов пенсионного фонда, а не за счет работодателя. В результате последние не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. При этом, по данным Пудова, 75% досрочников продолжают работать и после пенсии. Кроме того, право на досрочную пенсию имеют и те граждане, вред здоровью за время работы которых не нанесен, но их профессия включена в списки вредных и опасных производств №1 и №2. Установление дополнительного тарифа за досрочников, по мнению авторов реформы, стимулирует работодателей к улучшению условий труда и аттестации рабочих мест.
Председатель правления пенсионного фонда России Антон Дроздов сообщил, для того чтобы избежать ситуации, когда работодатель будет проводить аттестацию рабочих мест, признавая их безвредными, но фактически условия труда останутся прежними, будет предусмотрен механизм переаттестации по желанию работника.
Новая пенсионная реформа должна решить еще одну проблему существующей системы – накопительная часть пенсии. За 10 лет накопительная составляющая не оправдала себя, сегодня нарастают риски, связанные с сохранностью накоплений, а в реальном выражении они просто обесцениваются. Жители России, принудительно включенные в обязательную накопительную систему в 2002 году, не равны в правах с людьми не участвующих в ней. Так, при прочих равных условиях размер трудовой пенсии по старости у человека, рожденного в 1966 году и не имеющего накоплений по обязательному пенсионному страхованию, будет на 3 тысячи выше, чем у гражданина 1967 года рождения, за которого работодатель отчислял страховые взносы.
Для восстановления равноправия и снижения рисков накопительной системы накопительную составляющую постепенно переведут из обязательного страхования в добровольное. Сначала тариф страховых взносов на накопительную часть снизят до 2%, направив 4% в солидарную часть пенсии. Затем работник сам решит: оставить 2% в накопительной части или перенаправить в солидарную.
Возможности для добровольных накоплений у граждан расширятся, помимо государственного и негосударственных пенсионных фондов, в системе смогут участвовать кредитные и страховые организации.
При этом разработчики реформы заявляют, что все ранее накопленные средства сохраняются, никуда не изымаются и продолжают реализовываться в установленном порядке.
Авторы стратегии подчеркивают, что с реформированием системы станет возможным начислять трудовую пенсию с учетом продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию. То есть для граждан, решивших работать после достижения пенсионного возраста и отсрочивших назначение пенсии, будут предусмотрены более высокие выплаты.
При этом вводятся новые пенсионные правила, сформулированные в краткой формуле: «40-20-40-20». Что означает: «Платишь в течение 40 лет 20% от заработка – получаешь пенсию 40% от заработка в течение 20 лет». Данное правило основано на том, что, начиная работу в 20-25 лет 40 лет стажа можно выработать к 60-65 годам, при этом средний возраст жизни после назначения пенсии составляет 20 лет. Именно 40 лет стажа уплаты страховых взносов обеспечивает сбалансированность прав и обязательств в пенсионной системе, считают разработчики.
Отметим, по словам Дроздова, никакого завуалированного повышения пенсионного возраста реформа не предполагает, но люди, имеющий большой стаж, смогут иметь более высокую пенсию. Сегодня у тех, кто проработал 30 и 5 лет разницы в размере пенсии, почти нет.
Общественное обсуждение будущей реформы продлится до 15 декабря, после чего в правительство будут внесены проекты федеральных законов. В будущем году их рассмотрит Госдума, а в случае принятия, реализация реформы начнется в 2014 году.
Челябинск, Юлия Малецкая
© 2012, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».