российское информационное агентство 18+

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Вторник, 19 ноября 2024, 10:39 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, ЧелГУ

Архив
Экспертиза «Нового Региона»: ЗАРУКУВОДИТЕЛЬ

В России отметили День учителя. В нашей стране торжество, честно говоря, даже среди профессиональных праздников всегда было каким-то «детским», несерьёзным, не то что, например, день нефтяника или металлурга. Не исключение и постсоветское время: ни салютов, ни концертов Митяева или Билана. А ведь в мире этот День был учрежден совсем даже не случайно. Комментирует политолог Семен Абрамов:

«Послевоенная Европа на волне социалистических настроений, роста профсоюзного движения и одновременно с осознанием роли массового образования в развитии технологий и идей гуманизма, в числе прочих новаций, изменила и положение учителя. 5 октября 1966-го года в Париже состоялась специальная межправительственная конференция о статусе учителей, в результате коей представители ЮНЕСКО и Международной организации труда подписали «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» и учредили Всемирный день учителя. И ООН предлагает в этот день всем людям хоть на одну минуту вспомнить о том, как изменил их жизнь к лучшему учитель, память о котором они благодарно сохранили. С тех пор в октябре при поддержке ООН ежегодно проводится международная конференция, темой 2012 года стал вопрос о значительном сокращении количества учителей и причинах этого явления. Факторов «исхода» из профессии названо много, в том числе недостойная оплата труда, возрастающая морально-психологическая нагрузка и пр. Что же касается дефицита кадров, то по данным ЮНЕСКО, к 2015-му году, например, в мире появится потребность в 35 миллионах новых учителей начальных классов, а это столько же, сколько их сейчас и насчитывается в начальном образовании.

Наш же День учителя, в нынешнем формате учреждённый в России в 1994-м году, сохранился, тем не менее, как один из советских ритуалов – нет никаких научно и социально обоснованных «тем года»: руководство страны и опять же партии под пафосные высокие слова «о роли Учителя в жизни каждого» награждает «лучших в отрасли» грамотами или медалями, выплачивает одноразовые премии или повышают – чуть-чуть – жалованье всем педработникам; ТВ и Радио заполняют кадры и песни из фильмов 70-80-х, в школах и вузах – дети и студенты кормят преподов тортами, готовят капустники и произносят до ужаса истасканные «тёплые» слова. Однако этот дежурный сценарий, кажется, устраивает и учащихся, и учителей, поскольку весь остальной образовательный период обе стороны как-то несчастливы в совместном процессе получения-передачи знаний. Нынешний день учителя ничем не отличался от предыдущих, но вот он, слава богу, миновал, и можно поговорить об учителях и качестве образования не в приподнятом комплиментарном стиле, а с точки зрения реальной ситуации в нашей школе – от начальной до высшей ступени.

Начнем с «вышки». Отбросим бакалавриаты и магистратуры – это, по мнению гуру высшей школы, пока только декларация, ибо на деле даже лучшие университеты страны сейчас невольны сами формировать учебные курсы, на всё нужно согласие ВАК (Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ), а это, ни для кого не секрет, – организация, десятилетия выполнявшая функции цензуры. О том, что для современной высшей школы ВАК уже давно тормоз, а государственный образовательный стандарт – чистая формальность, условно определяющая «качество образования», честные учёные умы заговорили задолго до начала нынешней реформы. Что же касается кадрового состава, то его модернизацию тормозят, скорее, не российские законы в этой сфере, а ретроградные ректоры и прочие администраторы, смертельно боящиеся внутрицеховой конкуренции. Им «опасны» как современные западные профессора (которые пока не готовы работать на постоянной основе в России), так и молодые российские учёные – со знанием языка, имеющие большое количество западных и российских публикаций, свежо излагающие и адекватно воспринимающие новые научные и административные тенденции. И уж если и начинаются кадровые «чистки», то под сокращение, что в техническом секторе, что в гуманитарном, всегда попадают самые продвинутые и интересные учёные и преподаватели, ибо именно они «усложняют» существование своим коллегам, тем более, начальству… И, не дай бог, начнут закрывать по указке реформаторов «ненужные» вузы и университеты – самые прогрессивные и прикроют. Особенно, если это институции гуманитарные.

Хотя, казалось бы, если экспертные оценки и местные условия предполагают сокращения гуманитарных вузов или факультетов – демонтируйте остатки прежней системы: сократите педагогические вузы. Огромное количество «педов» возникло в определенный исторический период, когда в СССР создавалась авторитарная система образования, работала определённая, идеологическая в большой степени, милитаризованная модель… Сейчас специалисту с высшим образованием для работы в школе достаточно будет отучиться несколько месяцев на курсах методики преподавания того или иного предмета и педагогики. Закрыли же, и давно, высшие военные политические училища, почему бы не демонтировать и еще один анахронизм.

И тут уже возникает вопрос связи средней и высшей школы. Предыдущий президент пару раз собирал относительно молодых «успешных», на его взгляд, россиян из разных профессиональных сфер и воодушевленно говорил, что вот таких – предприимчивых, энергичных, самодостаточных людей должна готовить наша школа – подразумевалась вся цепочка образовательной системы. Но ведь это невозможно в сохранившейся архаичной средней школе, где первичен принцип небезызвестного чеховского персонажа: «Как бы чего не вышло».

Авторитарная система образования в средней школе не способна воспитать предпринимателей – людей, которым нужно уметь рисковать, воплощать новое. И дело тут даже не в узкой предметной специализации, а в самой, повторюсь, модели, предполагающей, что работать в школе с формирующимися юными умами должны учителя с эластичными взглядами, принимающую любую, спускаемую «сверху» идеологию и учебную программу.

Впрочем, если уж говорить о качестве, то и выбор школьных дисциплин «напрягает». Предполагаемая реформа среднего образования, где после 4-го класса обязательными предметами будут ОБЖ, «Россия в мире», православная этика, физкультура и «индивидуальный проект», приведёт к тому, что очень скоро мы получим не просто необразованных – безграмотных людей. Россию это отбросит к ситуации XIX века.

На самом деле, во всем мире идет дискуссия, как воспитать и подготовить ребёнка к меняющимся условиям взрослого реального мира. Скандинавы думают, не ввести ли им в обязательный выпускной школьный экзамен умение вести переговоры и межличностную психологию. Израильтяне, напротив, пытаются сохранить консервативный подход к образованию, готовы тратить деньги на преподавание математики и физики даже гуманитариям, предполагая, что математическая модель устройства современной цивилизации чрезвычайно актуальна. Японцы даже в сложные кризисные времена не намерены отказываться от всеобщего высшего образования (хотя бесплатного образования в привычном для нас смысле у них нет даже в публичных университетах, финансируемых государством, но сейчас разговор не об их сети инвестиционных образовательных программ), полагая, что образование – как деньги, его нужно иметь много, иначе всё равно будешь выглядеть бедным. И только у нас, по мнению правительства (исходя из убогого перечня обязательных бесплатных дисциплин), гармонично развитый выпускник средней школы должен уметь мало-мальски читать- писать, быстро бегать, молиться и знать, где живёт, а в идеале, наверное, безграмотный народ должен верить, что президент – глас божий, и неповиновение грозит карой небесной…

Меж тем, население, как всегда в период стагнации, стало складывать про уродливые явления анекдоты. Про предполагаемый «джентльменский» набор дисциплин ходит следующий: «ФСБ накрыло подпольную сектантскую сеть: её члены на конспиративных квартирах изучали физику, химию, географию и прочие школьные предметы».

Челябинск. Другие новости 08.10.12

В Челябинске откроют 2 площадки для воркаута. / Челябинская мэрия ищет основания для расторжения договоров аренды с владельцами киосков, торгующих «спайсом». / В Магнитогорске мошенник под видом сотрудника строительной компании обманул женщину более чем на 3 млн рублей. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2012, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках