Челябинский ученый должен создать технологию обработки нанокомпозитных материалов
Доцент ЮУрГУ Александр Дьяконов получил президентский грант на разработку новой технологии обработки композитных материалов.
Как сообщили «Новому Региону» в пресс-службе Южно-Уральского госуниверситета, доктор технических наук, доцент кафедры «Технология машиностроения» механико-технологического факультета пытается создать технологию обработки нанокомпозитов.
Композитные материалы – это искусственно созданные неоднородные материалы, состоящие из двух и более компонентов с четкой границей раздела между ними. Главное преимущество таких материалов в том, что при проектировании инженер сам задает характеристики, значительно превосходящие свойства традиционных материалов. Кроме того материал и конструкция из него создаются одновременно.
Но с главным преимуществом связан и главный недостаток: композитные материалы экономичнее и технологичнее, но они требуют особой обработки. Ученый ЮУрГУ исследует возможности обработки нанокомпозитов.
«За такими материалами – нанокомпозитами – будущее, – говорит Дьяконов. – Их использование позволит создать новые конструкции с особыми функциональными свойствами и восстанавливать изношенные поверхности без их замены, а значит, и без остановки производства. Кроме того, материалы, содержащие в своем составе наноструктуры, позволят значительно сэкономить ресурсы и снизить издержки производства».
На данный момент ученый сотрудничает с Научно-образовательным Центром «Нанокомпозитные материалы и конструкции», который был открыт в ЮУрГУ 31 августа 2013 года. В центре создают элементы конструкций низкопольных трамваев, автобусов и других видов транспорта, наружная часть которых изготавливается из композитов.
Подпишитесь на новости «Новый Регион – Челябинск» ВКонтакте >>>
Дьяконов отмечает: «То, что они создают, хорошо, но потом это нужно будет еще и обрабатывать. Например, сделали корпус трамвая, нужно вырезать окна, посадочные места, и сделать это так, чтобы не повредить сам материал конструкции. Для этого мы, со своей стороны, начинаем разрабатывать метод обработки, который потом будет внедрен в процесс производства».
Еще одно направление применения данной технологии – восстановление уже поврежденных или изношенных поверхностей. Быстро изнашиваются рабочие валы в конструкциях машиностроения, подшипники скольжения в металлургических станах. Последние отличаются большими размерами и изготавливаются всего на нескольких предприятиях в России. По мнению ученого, экономичнее и рациональнее не заказывать новые конструкции, а восстанавливать изношенные поверхности при помощи композитов.
Композиционные материалы применяются также в авиации, космической технике, в автомобилестроении, в горной промышленности и гражданском строительстве. Композитные материалы с неметаллической матрицей используют в судо- и автомобилестроении, из них изготовляют подшипники, панели отопления, части ЭВМ и даже спортивный инвентарь. Таким образом, область применения этих материалов очень широка. А это значит, что в дальнейшем разработанная и научно-обоснованная технология обработки данных материалов будет востребована.
Челябинск, Юлия Малецкая
© 2014, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».