В Челябинске состоялся итоговый показ театральной лаборатории «Молодые режиссеры – детям».
Как передает корреспондент NDNews.ru, с 10 ноября в Молодежном театре южноуральской столицы работала творческая лаборатория в рамках международного театрального проекта «Открытее двери».
Пять молодых режиссеров из Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга и Симферополя в течение рабочей недели готовили с актерами Молодежного театра 15-минутные эскизы по произведениям классической литературы из школьной программы, что являлось одним из условий проекта в текущем году.
По словам генерального продюсера проекта «Открытые двери», директора Российского академического молодежного театра Владислава Любого, цели и задачи лаборатории сугубо практические: «Мы не воспитываем, не обучаем молодых режиссеров, мы просто даем им одну из возможностей заявиться в российских театрах. Одна из серьезных проблем последних лет – это потерянная связь между учебными заведениями, выпускающими режиссеров, и театрами. Молодым режиссерам безумно сложно где-то сделать первую, вторую, третью работы. Когда они сделали эти несколько постановок, у них появляется портфолио, появляется авторитет, они приходят в театры и предлагают «свое лицо». Проблема – как добиться, как получить возможность сделать первые постановки, на самом деле очень серьезна».
Проект «Открытые двери» помогает молодым режиссерам преодолеть барьер первых постановок.
Вторая практическая задача лаборатории – предложить конкретно челябинскому Молодежному театру спектакль, или даже два, для постановки.
«Если говорить более широко, то мы сейчас присутствуем при рождении театра будущего, потому что через 10,15,20 лет именно это поколение, именно эти ребята, которых мы сегодня считаем молодыми режиссерами, будут определять лицо того современного театра. Мы сегодня пытаемся посмотреть в будущее, посмотреть, как они себе представляют дальнейшее развитие театра, – отметил Любый. – Самое интересное лично для меня – это увидеть будут ли предложения чего-то нового в творческой ли, постановочной ли технологиях, в общем видении, в прочтении, в трактовке. Особенно интересно посмотреть, какую трактовку классики они предложат, куда их качнет, либо в экспериментальный, либо в традиционный театр, либо в театр актуальный, либо в театр публицистический. Очень интересно, как они уже классический, миллионы раз до них ставившийся материал предложат ставить. Как минимум это поиск собственного лица».
На суд критиков и зрителей участники лаборатории представили заявки на постановки спектаклей «Totus», по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов» и на основе пьесы Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича», «Поколение Next или Банкрот*S» по пьесе Александра Островского «Свои люди – сочтёмся!», «Свой, Теркин!» по поэме Александра Твардовского, «Шинель» Николая Гоголя, а также «Евгений Онегин».
В эскизе Татьяны Ворониной «Totus» Обломов и Штольц – это абсолютные герои нашего времени: инфантильный, страшащийся реальной жизни, «чистая душа» Илья Ильич и деловой человек Андрей Иванович. Два мира, два способа существования представлены довольно точно.
У театроведа и члена российского Союза театральных деятелей Алексея Гончаренко, отметившего интересные режиссерские ходы, остались некоторые вопросы, например, что же будет происходить с персонажами дальше.
«Банкрот» в постановке Евгении Акс показался критикам весьма традиционным, им не хватило в эскизе «развития характеров» и связи с современностью, хотя пьеса к этому располагает.
«Василия Теркина» по задумке режиссера Анны Соколовой на сцене воплощали 4 корреспондента. Эксперты не поняли, кто эти люди и из какого они времени. Однако критики отметили сложность воплощения поэтического материала на сцене вообще и актуальность «Теркина» накануне юбилея Победы. Кроме того, Анна Соколова неожиданно использовала возможности сцены.
Эскиз Семена Филиппова по «Евгению Онегину», пожалуй, был самым противоречивым из представленных. Ну, например, Онегин и Ленский встречаются у гроба, где, по всей видимости, лежит «дядя самых честных правил». Ленский при этом произносит речь на немецком языке и достает из ящика-гроба какого-то Йорика. Или Татьяна Ларина читает свое письмо к Онегину на французском языке, а синхронный перевод под гитару на веселый мотив поет кто-то из дворни ее матери.
По мнению критиков, в отрывке есть по-настоящему интересные режиссерские находки, но для чего все это и для кого – не понятно: хотел ли автор постановки уйти от штампов или просто постебаться над Пушкиным?
Последний отрывок «Шинель» – это фантасмагория, как назвал ее сам режиссер Алексей Мухин. В роли Акакия Акакиевича весьма органично предстала молодая актриса Молодежного театра. Вокруг главного героя постоянно крутились разные «монстры»: чиновники, квартирная хозяйка, портной, говорящая кошка и другие.
Но критикам и некоторым зрителям показалось, что в целом действо монотонно и несколько затянуто.
Стоит отметить, что лаборатория стала настоящим испытанием, не только для режиссеров, но и для всего коллектива театра, особенно для актеров, многим из которых предложили поработать над ролями, не вписывающимся в их привычное амплуа.
Кто из 5 режиссеров получит возможность «крупномасштабной» постановки своего спектакля в Молодежном театре Челябинска, решит художественный совет самого театра.
По словам генерального продюсера проекта «Открытее двери», выбор – это многослойный процесс: «Театр имеет свою репертуарную политику, свой художественный взгляд, свой опыт и потребности. То, что выберут – это частное дело театра. Мы в этот процесс не вмешиваемся».
Владислав Любый отметил, что для молодых режиссеров, даже если их эскиз не выберут на этот раз, участие в лаборатории весьма полезно: «По итогам лабораторных опытов молодые режиссеры могут предлагать эти же постановки другим театрам. Опыт показывает, что иногда лаборатории имеют отдаленные последствия, и спектакль, который предлагали в одном городе, через год становится премьерой в каком-нибудь другом городе. Это такой большой путь, большой посев творческого опыта и творческой энергии ребят на всю Россию».
Отметим, по словам председателя секции критиков Челябинской областной организации Союза театральных деятелей Владимира Спешкова, прошедшая лаборатория вписалась в тенденцию последнего времен – возвращение к классике. Критик отметил, что еще совсем недавно – год-полтора назад преобладающее количество театральных лабораторий в России было посвящено современной драматургии. «Тенденция последнего времени – это обращение к классике, поскольку театр – это зеркало, поставленное перед жизнью, то это очень любопытная тенденция», – отметил Спешков. По его мнению, возвращение к классическому наследию свидетельствует о том, что жизнь приобретает какие-то «устаканивающие формы».
Данную тенденцию развития современного российского театра отметил и директор РАМТ Любый: «Как менеджер, обобщая свой опыт и свои впечатления общения с разными, особенно, региональными театрами, я хочу сказать, что сейчас налицо тенденция возврата к традиционным академическим формам театра».
Еще одна тенденция, по мнению Любого, – возврат к идеальным представлениям о прошлом – о советском театре, о советском периоде развития страны. «Сейчас очень явная тенденция в эту сторону, когда берутся многие советские пьесы, еще вчера, казалось, что эти пьесы уже никогда не вернутся, и тут вдруг они заново начинают звучать, снова актуальны, снова понятны и интересны. Наблюдается возврат к внутренним человеческим переживаниям, во все времена одинаковым. Если раньше был интересен актуальный документальный театр – исследование обстоятельств жизни человека, то теперь тенденция ухода от обстоятельств к внутреннему состоянию человека. Обстоятельства меняются, а внутри человек остается таким же ранимым, восприимчивым, терзающимся, сомневающимся».
Отметим, поучаствовать в выборе эскиза, достойного постановки на сцене челябинского театра, смогут и зрители: на странице учреждения культуры в соцсетях появятся 5 видеороликов-эскизов, горожане и все желающие могут выбрать понравившийся и оставить свой отзыв.
Челябинск, Юлия Малецкая, Александр Сенаторов
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».