Попой по классикам: как превратить провинцию в центр мирового туризма Авторская колонка Веры Владимировой
В день рождения Грибоедова, открывающий путинский год Литературы, как ни странно грущу о том, что убогая чиновная мысль, по-прежнему способна лишить нас в праздники, да и в будни прекрасного, познавательного и оздоровительного одновременно. Например, ледовый городок Челябинска, уже который год выстроенный «дешево и сердито», разительно отличается от творчества собратьев-пермяков, перманентно радующих и просвещающих жителей этого – тоже заводского, промышленного, по сути – уральского города, да и всего Пермского края.
В 2013-м мне казалось, что увлекательнее пермской ледовой Голландии просто невозможно придумать. Проект, конечно был дорогим – ну, повезло культурной диаспоре Перми (ненадолго) с губернатором. Но при этом – классным, интересным, потрясающе красивым и не лишенным изрядной доли юмора – чего стоил один царь Петр со своим топором!
Ан нет! И при новом начальнике Перми, которого местная интеллигенция на контрасте с прежним руководителем недолюбливает, на эспланаде выстроен прелестный «Буква-град» – литературный ледяной городок. Архитектурный аналог библиотеки, собравший и мировые литхиты – юбиляры, и превосходные произведения местных писателей.
Любоваться всем этим художественным фантазийным великолепием поначалу было больно – давило воспоминание о челябинском дешевом неструктурированном убожестве... Но филологу войти в ледяной мир букв – а в городке в наличии и его величество Алфавит – это ж, друзья, «майский день, именины сердца», как выразился обойденный вниманием пермских умельцев Николай Васильевич. Так что о родном ледовом уродце мы – гости новогодней Перми – быстро позабыли.
Моих спутников – любителей англицкой литературы, конечно, подкупили встречающие всех входящих в зимнюю сказочную библиотеку прозрачный Чеширский Кот, Белый Кролик и вся эта милая, хоть и сумасшедшая 150-летняя (полтора века отмечают нынче кэрролловской «Стране чудес»!) компания юной Алисы.
Впрочем, и традиционный ледяной лабиринт «Сады Черномора» (в этом году пушкинским Руслану с Людмилой «стукнет» 195!) никого не разочаровал. А любимцы горожан – «ловушки» – из 145-летнего романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» всех просто восхитили.
Местные и неместные двоечники с ожесточением катались на горках «Пушкин» и «Маяковский»: им же по кайфу – попой по классикам! А нас на этих ледяных горках, посвященных 85-летию поэмы Маяковского «Во весь голос» (напоминаю, поэт успел лишь написать вступление к этой задумке про первую советскую пятилетку!) с ждало первое «откровение». Несмотря на то, что устроители, дабы не обидеть гостей городка, снабдили все композиции табличками, которые помогают не очень начитанным или слишком юным посетителям побольше узнать о литературных произведениях, что стали прототипами сооружений, большинство гуляющих не заморачивались их чтением. Вот и услышали мы от солидного дядьки в длинном норковом оверкоте со спутницей, просто утопающей в соболях: «О, Маяковский ... это что за хрен в пальто?!»
Подруга – доктор филологических наук – тут же почуяла объект для интеллектуального развлечения:
– Как, месье, Вы не знаете, кто такой Владимир Владимирович?!
И предчувствия ее не обманули. Дядька в норке, судорожно вздохнув, отрапортовал:
– Владимира Владимировича я знаю, я Маяковского не знаю...
Брат филологини, задыхаясь от смеха, толкал ее в бок:
– Прекрати, этот – начальник...( и далее последовал высокий чин силовика). С ним сейчас удар случится...
А тем временем, месье чекист в норке (оттирая проступивший в 25-ти градусный мороз пот) и его соболиная мадам принялись усердно изучать написанную на табличке информацию про творчество тезки их знакомого Владимира Владимировича. Чем не плоды просвещения на развлекательной новогодней площадке?!
Потом были откровения №2 и №3: народ не в курсе , кто такой Самуил Маршак ( его «Цирк» стал основой центральной композиции- вокруг 30-метровой елки) и императрица Анна Иоанновна (ее прозрачный дворец, точнее «Ледяной дом» из романа Лажечникова, также был воспроизведен пермскими ледовыми архитекторами).
Зато мы с удовольствием послушали учительниц , рассказывающих своим воспитанникам у ледяной горки «Серебряный меридиан» про творчество известного пермского писателя Льва Кузьмина, по мотивам произведения которого – «Капитан Коко и зеленое стеклышко» – и была создана горка.
Ну, и конечно, гуляя по новогодней Перми, не могла не сравнить уровень их городской современной скульптуры и нашей. Не все из добасаргинских, то бишь чиркуновских времен пришлось по сердцу, но, дорогие мои, челябинского Венера у соседей не могло появиться в принципе, тем более в историческом центре города! И даже если предположить нелепицу, что ржавое чудище в каком-нибудь замызганном квартале все же установили, нет сомнения, что городская продвинутая культурная общественность просто бы его демонтировала. Отчего мы терпим издержки вкуса уже бывшего сити-менеджера, да еще в центре мегаполиса – загадка.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
В общем, пермякам я обзавидовалась, успокоив себя, впрочем, мыслью, что, может, в следующем году – при новых областном и градоначальнике Челябинску повезет чуть больше, и, к примеру, ледовый городок- 2016 отстроят по-честному, потратив достойную новогодних праздников сумму, и, наконец-то, задействовав творческий потенциал и прочие «компетенции» продвинутых южноуральцев или иных желающих сотворить нечто фееричное изо льда и фантазий, с учетом момента, ментальности и прочих тонкостей.
На вскидку предлагаю тему, Борис Александрович, Евгений Николаевич, безвозмездно, «то есть даром», как написал ВВ-поэт: «сочтемся славою, ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет...»: не стоит ждать милости от судьбы. Сработайте на опережение: не выполняйте поручение президента, как отрапортовали пермские чиновники: «В соответствии с объявленным в 2015-м Годом литературы строим Буква-град», а выйдите к Владимиру Владимировичу с инициативой объявить следующий год – годом Живописи и Скульптуры, и выстроите ледовый, ну, к примеру, Фабержинск – ибо великому Карлу Фаберже в 2016-м году « исполнилось бы» 130 лет.
Представьте себе: анфилада ледовых комнат в духе произведений других юбиляров (ведь в 2016-м 160-лет со Дня рождения Врубеля и Васнецова: Демоны одного и русские богатыри другого, да на конях – мечта любого ледового скульптора) и всюду колонны, на которых сияют изящно подсвеченные Яйца Фаберже!
Не хотите Фабержинск – возведите ледовое Иваново: в 2016-м – 210 лет со Дня рождения Александра Иванова – вообразите себе из снега и застывшей воды ивановское « Явление Христа народу» да плюс шедевры Алексея Антропова – этому русскому иконописцу в 2016-м – 300 лет! Да вся эта лепота в окружении абстракций Василия Кандинского, которому в грядущем году будут отмечать 150-летний юбилей. Ну, а встречать гостей могут Диего Ривера (этому мексиканцу в 2016-м – 130 лет) в обнимку со своим товарищем – Львом Троцким.
И креативно, и всем, как говорится, «сестрам по серьгам» – тут тебе и русские гении, и коммунистический интернационал, да в довесок можно соорудить прозрачный «Ночной дозор» – знаменитому автору коего в будущем году отметят круглую дату- 410 лет со дня рождения. А при большом желании в эту сокровищницу мировых шедевров легко и Венера пристроить – дворником или снеговиком при великих собратьях, как некое творение постмодернизма...
Уверяю вас, такое ледовое сокровище захотят увидеть не жалкие 500 тысяч посетителей пермского Буква-града, тут дело пахнет миллионами...
Пермь – Челябинск, Вера Владимирова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».