В России стартовал год литературы. Чиновники – главные устроители всего и вся в стране задавленной общественной инициативы – проявили нестандартный подход и не стали зацикливаться на давно не интересующих широкие массы библиотечных выставках и книжных ярмарках. То ли дело балы! Тоже не для всех, конечно, так и литература в России почти всегда была развлечением для избранных. Так что чё бы не поиграть в аристократов? Светским пляскам, приуроченным к юбилею Грибоедова, чей день рождения так удачно выпал как раз на начало года литературы, посвящена авторская колонка филолога Веры Владимировой:
«Графиня внучка( покуда ее укутывают)
Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать !
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать !
Графиня бабушка
Поетем, матушка, мне прафо не под силу,
Когда – нибуть я с пала та в могилу.
( обе уезжают)
А. С. Грибоедов. Горе от ума. Действие IV, явление1 .
Собственно, этой цитатой из классика, 220-летнему юбилею коего и был посвящен Грибоедовский бал в славном шахтерском орденоносном Копейске, можно было бы и исчерпать весь рассказ об этом событии. Не добавляя ненужных подробностей о том, как проходили бальные фанты, литвикторина для эрудитов, и что представляли собой костюмы дам и кавалеров, изначально задуманные как стилизация нарядов первой трети 19-го века – времени, когда на балах время от времени куролесил, жуировал, иногда танцевал, а также дважды скандально въезжал в бальную залу на лошади Александр Сергеевич…
И все таки не могу не избавиться от вызывающего изжогу мозга вопроса: зачем в честь Грибоедова проводить именно бал?! (это странное мероприятие ждет еще своего часа, точнее – вечера, в Саратове – том самом «в деревню, к тетке , в глушь, в Саратов!» Уже состоялось и не раз в Москве – «что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два» – и в городе на Неве). Так и хочется спросить устроителей и спонсоров этого культурного мероприятия: вы что, главный шедевр автора не читали, где он превосходным русским языком пишет о том, что балы – это архибездарное времяпрепровождение: «дремлю на балах я,
До них смертельный неохотник…»
Вы что, не знаете, что Грибоедов был одним из самых образованных и прогрессивных деятелей своего времени, для которого глупость окружающей его пошлости и скудоумия, одним из проявления которых являлись эти самые балы – ярмарка тщеславия и пляски «по команде» одновременно – были непереносимо скучной обязанностью служащего человека?!
По аналогии со странной логикой этого события в Копейске вспомнились жуткие балы в честь «смертельного» юбилея другого Александра Сергеевича – Пушкина, что эмигрантская среда – вполне просвещенные люди с дореволюционным воспитанием и, минимум, гимназией за плечами – чередой устраивала в Таллинне, Париже, Берлине в 1937-м , приурочив их к 100-летию гибели поэта, просто ненавидевшего балы. И чем эта глупость была лучше дешевых бюстов Пушкина, что фабрики сталинского СССР штамповали тоннами, и изданием изрядно отцензурированного ПСС классика?!
Да ничем, по большому счету.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
С другой стороны, возникает вопрос, а как нужно отмечать юбилеи классиков и нужно ли?!
На мой взгляд, необходимо. Но стоит хотя бы попытаться рассказывать о них , как о живых людях, а не замшелых памятниках, и, конечно, во всех видах – авангардных и классических – снимать фильмы по их произведениям, ставить спектакли, организовывать вернисажи из работ художников, посвященных интерпретации образов юбиляров и героев их произведений, и обсуждать все эти новинки с живой ,– а не с академическими коронами на голове,– аудиторией. «Академиков» же допускать к этим вещам только веселых и современных!
Например, почему бы в юбилейный год Грибоедова, чья слава разменяла уже 3-е столетие, не рассказать об этом мифе несколько симпатичных анекдотов. Ну, например, как он – виртуозный музыкант- мог пошалить: согнать во время мессы органиста с его места в католическом храме, и, усевшись за орган, грянуть в середине религиозного экстаза Камаринскую! То есть буквально превратить молитву в фарс.
Или процитировать его добродушно-ядовитые письма приятелям – будущим декабристам о своем враз « ударившемся в набожность и мораль глубокую» начальнике Мазаровиче.
Из письма Н. Каховскому: « У Мазаровича завелся поп, каплан, колдун домашний, Римский епископ , халдей потомок Балтазара. Где этакого миссионера открыли?»
Из письма А. Бестужеву: «Досугу не имею ни на секунду, окружен шумным сонмищем, даже сплю не один, – в моей комнате находится Мазарович, с латинским молитвенником и дипломатическими замыслами; одно спасение, это из постели на лошадь и в поле».
Из письма В. Кюхельбекеру: «Аттестат вышлется тебе на днях. Мазарович непременно бы наградил тебя длинной эпитемью…Живем с ним в одной комнате, я у него под носом то курю, то стреляю».
Ну, а на десерт нескушной, как говаривали наши пра, классики поведать слегка выморочную, но занимательную историю, как Грибоедов породнился с Наполеоном. Общеизвестно, что в 1828-м году, приехав в Тифлис, Грибоедов женился на Нине Чавчавадзе, молоденькой грузинской княжне, дочери грузинского поэта и генерал-лейтенанта Александра Чавчавадзе. По некоторым источникам, их внезапное венчание – без разрешения начальства и при отсутствии отца княжны, объясняют силой страсти Александра Сергеевича, по другим- менее каноническим, но более точным- «случившейся» беременностью 15-летней «мурильевской пастушки», как называл возлюбленную Грибоедов. Сестрой Нины была княжна Екатерина Чавчавадзе – последняя правительница Мегрельского княжества, центр которого – город Зугдиди. Мегрельское княжество во главе с княжной Екатериной просуществовало до мегрельского крестьянского восстания 1857-го года, а после его подавления автономию упразднили, установив русское правление.
Сейчас Дворец княжны Екатерины – одно из зданий зугдидского историко- этнографического музея, где, например, хранится акварельный портрет Грибоедова, что он подарил свояченице, с коей был чрезвычайно дружен.
Так вот, Екатерина Чавчавадзе, как-то отдыхая на собственной вилле во Франции, была вместе с 17-летней дочерью Саломэ приглашена на бал, устроенный императрицей Евгенией. Здесь же оказался Ашиль Мюрат – внук наполеоновского маршала Иоахима Мюрата и сестры Наполеона – Каролины Бонапарт (кстати, итальянская фамилия Наполеона – Буонапарте – до 1796-го года писалась раздельно – Буона Парте) .
На балу молодой принц Ашиль с первого взгляда влюбился в лучезарную Саломэ, и, вскоре, по согласию обеих сторон состоялось венчание. Саломэ страстно стремилась на родину, в Грузию, и по ее настоятельной просьбе Ашиль Мюрат решил навсегда покинуть Францию. Вместе с женой он поселился в Мегрелии в поместье князей Дадиани неподалеку от Зугдиди. На память о Франции и семье Ашиль забрал с собой семейные реликвии: личные вещи маршала Мюрата, мебель из кабинета Наполеона и его посмертную бронзовую маску. Эти предметы и сейчас хранятся в Грузии и вызывают особый интерес у посетителей зугдидского музея.
На грузинской земле Ашиль построил три дворца – в Зугдиди, Салхино и Чкадуаши. Он влюбился в свою вторую родину, живо интересовался жизнью грузинского народа, изучал грузинский и мегрельский языки (у мегрелов был свой бесписьменный язык – занский, а литературным языком считался грузинский).
Ашиль Мюрат умер в 1895-м году. Похоронили его под могучим дубом рядом с церковью возле его резиденции Чкадуаши. Через несколько лет Саломея вместе с детьми и внуком, названным в честь деда Ашилем, уехала во Францию. До самой смерти она не снимала траурного одеяния, как и ее тетка Нино – «черная роза», сохранившая верность Александру Грибоедову
Внук Саломэ и Ашиля Мюратов приехал на родину через полвека, в конце 1960-х годов, с детьми и внуками. Он побывал в бывших усадьбах и владениях своих родственников, посетил могилу деда. Парижанин взял горсть земли и положил ее в мешочек с тем, чтобы потомки, когда он умрет, бросили и на его могилу ставшую святой для Мюратов грузинскую землю. Между прочим, всех своих восьмерых детей Ашиль II назвал грузинскими именами.
Вот так, через десятилетия, Александр Грибоедов и Наполеон Бонапарт стали очень дальними, но родственниками. Итоговые звенья цепи: Россия-Грузия-Франция- потомки Ашиля Мюрата и Саломэ здравствуют и поныне!
А теперь представьте себе такой тематический сценарий бала, уж если приспичило организовать именно это действо: Александр Сергеевич въезжает в залу, прямо как князь Игорь в известной опере, на коне, а в центре танцпола – юные и прекрасные франко- грузинские Ромео и Джульетта – Саломея Дадиани и Ашиль Мюрат, ну, а на заднем плане можно и коронацию Наполеона с Жозефиной разыграть – уж креативить, так по- крупному».
Челябинск. Другие новости 22.01.15
Weekend в Челябинске: Кассандр, Высоцкий, Плимптон, Фигаро и Труффальдино. / Через месяц в России заканчивается бесплатная приватизация жилья. / Магнитогорца приговорили к 13 годам «строгача» за многолетнее насилие над пасынком. Мать мальчика все знала и ничего не предпринимала. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».