AMP18+

Челябинск

/

Дед Мороз против пограничника или как лишить историю шарма Авторская колонка Ники Александровой

Российские музеи уже не один десяток лет живут и работают в сложнейших условиях. Они попросту выживают, и это общеизвестный факт. Нищенское финансирование, ветхие помещения, отсутствие современного оборудования и благоустроенных рабочих мест для сотрудников. Про зарплаты хранителей исторических редкостей и говорить не приходится.

Музейщики тратят немало сил, чтобы сохранять уникальные экспонаты, устраивать новые экспозиции, проводить экскурсии. Почему же тогда поход в музей для большинства из нас с детских лет воспринимается как некая обязаловка?

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

В чем проблема музеев? Сотрудники всю душу вкладывают, а посетителей все меньше… Расскажу о своем посещении одной выставки. Меня привлекла ее тематика: история елочных украшений. По дороге в музей, придумавший такую интересную экспозицию, я мысленно представляла себе с десяток наряженных елок, каждая из которых смогла бы перенести меня во времена былые. Думалось, что воочию увижу, где водили хороводы вельможные особы в конце Х1Х века, как елочные игрушки менялись в течение нескольких столетий, как влияла мода на новогоднее убранство. Вспомнилось даже, что в далекие 60-е, после полета Гагарина в космос, все елки страны стали украшать всевозможными ракетами и космонавтами, а в 70-е к мигающим разноцветным гирляндам добавилось новшество – специальный моторчик, чтобы елка еще и крутилась…

В аккуратном светлом зале сразу стало скучно. Вдоль стен стояли традиционные прозрачные витрины, в них ровненько лежали звездочки, снежинки, бусы, фигурки человечков и зверюшек. Рядом на стенах длинные сопроводительные тексты: откуда и как пришли на новогоднее дерево эти украшения, из чего они в разные времена изготавливались.

На выставке нет посетителей. Минут через десять появились бабушка с внуком. Ребенок дежурно ходил от витрины к витрине. Он был абсолютно равнодушен к изобилию поблекших игрушек прошлого. Не смогла ощутить ностальгии и я, хотя увидела целый склад новогодних украшений моего детства. Уверена, ребенок, побывавшей на столь унылой выставке, при слове «музей» найдет тысячу поводов, чтобы больше туда не ходить.

Взгляд зацепился за длинную витрину с названием «Клоуны». Под прозрачным стеклом на белоснежной ткани рядком лежали клоуны всех мастей и настроений. Сопроводительный текст вещал, откуда пришли на выставку игрушки, сколько им лет. Надо отдать должное создателям экспозиции – они провели огромную работу, потому что большинство экспонатов было добыто ими в частных коллекциях. Я смотрела на клоунов, с любовью и ровненько выложенных под стеклом, и не понимала – почему все они такие скучные? Ответ прост: эти клоуны вырваны из контекста времени и поэтому стали даже сами себе неинтересны.

Рядом располагалась витрина с елочными бусами. Там их было немало, но, глядя на изобилие сверкающего стекляруса, я уже не смогла включить фантазию и представить эти украшения на хвойных деревьях.

Центом экспозиции было нагромождение Дедов Морозов – от крохотного до рослого в полметра. Неожиданно среди них увидела затесавшегося мужика в ватнике и с ружьем. Долго искала сопутствующее объяснение в массе поясняющих табличек. Оказывается, в 30-ые годы прошлого века было решено вместо Деда Мороза под елку ставить Пограничника. Традиция не прижилась, и обнаруженного в толпе Дедов Морозов ватного бойца можно считать настоящим раритетом: «новогодних пограничников» изготовили очень маленьким тиражом в одной из женских артелей в конце 1930-х годов.

Согласитесь, очень интересный и малоизвестный факт. Но откроется он далеко не каждому: для того чтобы обнаружить эту информацию в массе других, похожих друг на друга описаний, нужно определенное упорство.

Так долго рассказываю об одной выставке (хотя подобных – сделанных с любовью и ни о чем – можно встретить повсеместно), потому что именно она навеяла немало вопросов.

Почему музейщики с таким упорством хранят не только экспонаты, но и тормозящие развитие их любимого дела традиции? Где оригинальная и доходчивая подача материала? Неужели еще не все поняли, что современный музей – отнюдь не пыльное собрание раритетов. Это доказывают многие галеристы, искусствоведы, авторы ярких экспозиций во всем мире. Но рядом с ними вполне комфортно соседствует другой музей – скучный, вялый, работающий по старинке. И эти две параллельные плоскости, увы, обречены на самостоятельную жизнь. Им не суждено пересечься, увидеть друг друга и удивиться.

Друзья – хранители реликвий, достаточно ли для развития и реформирования музейного дела только хорошего финансирования, о котором вы чаще всего говорите? Или все-таки пора задуматься о каких-то других составляющих? Верность традиции – это круто. Но к традициям все же неплохо бы добавить немного фантазии, неординарного подхода к своей работе, ориентировать экспозиции на конкретного человека, создавать их так, чтобы даже самому неискушенному посетителю все было предельно понятно и обязательно интересно. И пусть в обновленные музеи выстраиваются очереди любознательных, пытливых и дотошных посетителей. А вы, дорогие музейщики, своими яркими экспозициями дадите им много новых знаний. Главное, чтобы этот интересный диалог все-таки состоялся.

Челябинск, Ника Александрова

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Авторская колонка, Культура, Общество, Россия,