AMP18+

Челябинск

/

Столыпин как столп отечественной трезвости Авторская колонка Екатерины Истрицкой

Авторская колонка Екатерины Истрицкой на сайте NDNews.ru предназначена для всех любителей праздников, тем более, что для торжества есть сразу два повода: во-первых, день рождения Столыпина, столь полюбившегося современной российской власти всех уровней, и годовщина самого масштабного в истории Челябинска Дня трезвости. Правда, Столыпина чествовать лучше все-таки 14 апреля, но, как говорится, кто празднику рад, тот накануне пьян:

«Не люблю я март с апрелем – эти « критические» дни природы в нашем городе. Видимо, велика тоска по всему «голубому и зеленому» – серость безлистья на деревьях и мрачность отсутствующей архитектуры плюс отравляющие индустриальные дымы даже при значительно бОльшем , чем в столицах количестве солнечных дней вгоняют в депрессию и тело, и мозги. Одна радость – субботник. Теперь еще, когда магнитогорцы «взошли на престол», – совсем ляпота: с каждым днем город выглядит все чище и аккуратнее, нежели при прежних режимах. Правда, надысь наблюдала, как дворники, ну, сильно пролетарского происхождения, погрузив в мусорку мешки и отпиленные сучья деревьев, тут же, под свежеостриженными тополями откупорили, по выражению про водочку Ахматовой, eau de la vie, и в мгновение ока надрались, как элегантно выражались гусары, «до белых слонов».

И я поняла, какую инициативу нужно озвучить и осуществить местным, изнемогающим в федеральной вертикали без пиарского креатива политикам и администраторам: «Пьяницам – позор, пьянству – бой», и под это дело у них, к тому же, на ура пройдет возведение в Челябинске хоть десятка бронзовых Столыпиных. Ибо к водопроводу нашему присно памятный премьер, конечно, отношение имеет не больше, чем нынешний – к распространению в России айфонов и прочих педов, а вот борцом с алкоголиками был просто непримиримым. Да что там – без его согласия и содействия задушили бы первую в империи антиалкогольную компанию в зародыше.

Заодно и в нашем челябинском календаре возникнет новый праздник – День трезвости. Ломать голову над датой не нужно – совместим полезное с историческим. Правда, малек опоздали – нужно было в прошлом году «возобновить» – ибо Праздник трезвости – с размахом – в Челябинске прошел 13 апреля 1914-го года. Это правда, был уже второй День трезвости – первый организовали в августе 1913-го, но тот вышел слегка « комом», а вот в 1914-м интеллигенция – врачи и учителя – постарались: повсюду читали лекции, иногда даже в стихах с призывами отказаться от водки и даже пива с вином в пользу чтения и чаепития. Из воспоминаний современников: «Был устроен грандиозный ход по городу с хоругвями и духовым оркестром, привлекший массу публики. По городу, разукрашенные цветами и цветными лентами с лозунгами о вреде пьянства, были рассыпаны сборщики и сборщицы с кружками по сбору средств в пользу общества. Сбор был хороший. На эти собранные средства рядом с Народным Домом была открыта обществом чайная и читальня».

Тогда решили сделать 13 апреля ежегодным городским праздником трезвости, но началась война, закончившаяся революцией и такими пертурбациями, что даже интеллигенции стало не до трезвости.

Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте

Однако вернемся в довоенный и дореволюционный. Челябинск. В 1914-м организация праздника прошла на должном уровне опять же – не устаю вспоминать добрым словом этого деятельного доктора и менеджера – благодаря грамотному содействию Александра Францевича Бейвеля . Он к тому моменту (после отставки в апреле 1911) вновь вернулся на общественное поприще: был избран гласным городской Думы и одновременно с этим работал в санитарно-медицинской комиссии городской управы, а потому знал, сколько вреда личному здоровью пьяницы и социальному прогрессу города в целом наносит ежедневное «злоупотребление» челябинцев. Кроме того, Бейвель, как и Столыпин, пил меньше умеренного. И был, кстати, первым непьющим головой Челябинска. А с городничим – одним из своих предшественников (что нанимал его на работу в качестве городского врача во время эпидемии тифа, свирепствующей в Челябинске в самом конце 19 века) по поводу «принятия на грудь» у Бейвеля произошел примечательный разговор. Градоуправитель поинтересовался:

– Ты водку пьешь?

– Не очень,– засмущался медик.

– Так зачем же приехал?– изумился городской голова.

Водку тогда, что в Челябинске, что в империи пили аки воду – в целом по России на одного жителя (включая женщин, младенцев, язвенников и глубоких старцев) приходилось 2 с половиной литра чистого спирта в год (правда, по другим данным – 3, литра). В Златоусте цифра приближалась почти к 4 литрам, в Миассе – 3, в Челябинске пили 2 литра – это с учетом скромного потребления алкоголя мусульманским населением города (аборигены выпивали менее полулитра в спиртовом исчислении).

Правда, не могу не заметить, что в стране Октября народ пил много больше. Так в 50-е годы прошлого века жители Южного Урала ( все с теми же старичками и болезными, дамами и детишками), к примеру, ежегодно губили свой ливер 15 литрами ликеро- водочных. С вином же и пивом выходило около 20 литров.

В 1960-е уже, соответственно, «тонули» в 20 и 27литрах.

К 85-му году цифра доползла до 25- 35. И это не считая «табуретовки» и прочих изысков – денатуратов (приготовленных из того же подзабытого в империалистическую эпоху «Поморина» – единственной пристойной в СССР марки зубной пасты болгарского производства)…

Но это так, занимательная статистика.

Мы же речь вели о возрождении традиции (самый сенокос эта идея для лидеров ЗВУ) и о Столыпине – и причина нашлась памятник ему установить, жаль с поводом по-прежнему запритык.

Так вот о непьющих Петре Аркадьевиче и Александре Францевиче. А, кстати почему они не пили?! Бейвель, говорят, был гурманом – ну, понятно, француз: сивушный запах водочки – не букет арманьяка или бордо.

А вот Столыпин в своей семье был приятным исключением. Не пил. Не курил. В карты не играл. По слухам, не хотел повторить опыт своего служаки-отца – Аркадий Дмитриевич вел совсем другой, абсолютно нездоровый образ жизни, претивший по своей сути штатскому Петру Аркадьевичу.

Первым удачным опытом Столыпина на поприще ликвидации алкоголизма стало в 1889-м году строительство Народного Дома в Ковно (ныне Каунас), где он почти 10 лет был местным «Кисой Воробьяниновым» – служил уездным предводителем дворянства. Именно по инициативе Столыпина и при его непосредственном наблюдении уездным Попечительством о народной трезвости был возведен двухэтажный особняк, где первый этаж занимала «чайная трезвости», а на втором был зрительный зал, где устраивались «народные чтения», спектакли и концерты.

Второй проект – помасштабнее – был связан с деятельностью Саратовского «Общества трезвости и умеренной жизни» – одного из первых в Российской империи, созданного в 1894-м году под воздействием на местную прогрессивную общественность 13 антиалкогольных статей и «Согласия против пьянства» Льва Толстого. Писатель – граф к тому моменту жестоко страдал от печеночных колик и уже не только сам приобщился к трезвости и прочей воздержанности, но и начал свою «отрезвляющую» миссию, к которой подключились все его домочадцы, включая супругу. Кстати, по одной из версий, саратовское общество было создано именно после публикации письма к интеллигенции Софьи Андреевны.

В том же 1894-м году был и Высочайше утверждён устав попечительств о народной трезвости, которые возглавили губернаторы, городскими же комитетами руководили дворянские предводители или другие облачённые властью люди. В общем, можно сказать, что в конце XIX – начале XX вв. в России развернулось широкое трезвенное движение, создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году в стране насчитывалось более 2000 обществ трезвости. В их работе участвовало на волонтерской основе более полумиллиона сознательных и непьющих подданных императора. Большинство обществ трезвости были созданы при сельских приходах, а их работой руководили местные священники.

Пётр Аркадьевич, став саратовским губернатором в 1904 году, неформально подошёл к своим обязанностям попечителя, что очевидно из журнальных записей – протоколов заседаний губернского комитета попечительства о народной трезвости. Он лично вел каждое заседание, решения коего скреплялись подписями губернатора и всех пятнадцати членов попечительства.

Между прочим, в Саратове лет десять назад возобновили деятельность этого симпатичного общества. А лет семь назад в антиалкогольную агитацию включились даже детишки – местные скауты, сочинившие по случаю вот такую песенку: «Я буду жить ради семьи,

Я патриот, я патриот своей страны.

Мы защитим от алкоголя всех людей,

и наша жизнь будет намного веселей».

Не Гребенщиков, конечно, «Не пей вина, Гертруда, пьянство на красит дам, Нажрешься в хлам – и станет противно соратникам и друзьям», но концепция налицо. Опять же преемственность с губернатором – историческим фаворитом нынешней власти.

А вот третий поход Столыпина за трезвость, был уже имперского масштаба. Инициатива, правда, исходила не от премьера, но без его поддержки ничего бы у активистов не вышло. Хронология примерно такая: 1 ноября 1907 г. в Санкт-Петербурге член III Государственной Думы от Самарской губернии, самарский городской голова, купец-трезвенник М.Д. Челышов (Челышёв) в горячей речи в Думе впервые в истории российского парламента призвал к решительным мерам борьбы с пьянством. Призыв, опубликованный в газетах, вызвал широкую поддержку в России и за рубежом и поставил трезвенное движение на качественно новую – общественную – ступень. 11 декабря 1907 г. в Государственной Думе по предложению Челышова была создана «Комиссия о мерах борьбы с пьянством» (1907-1912 гг.), ставшая одним из центров трезвенной работы в стране. Председателем её был избран епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), товарищем (заместителем) – Челышов, получивший впоследствии прозвище (не без иронии, ибо в Самаре, видать, под знатную ушицу пили аж по 5 литров шнапса в пересчете на каждую местную душу) «великого борца за народную трезвость». Таким образом, движение получило поддержку со стороны части членов высшего органа законодательной власти. Более того, решено было провести в столице I Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, в числе участников преобладали ученики и последователи Льва Толстого, основавшего первое российское Общество Трезвости «Согласие против пьянства».

Но в начале 1909 г. Организационному комитету I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством в проведении съезда отказали петербургские власти, опасавшиеся, что мероприятие будет использовано для антиправительственной агитации. Тогда Комитет обратился непосредственно к министру внутренних дел и одновременно председателю Совета министров Столыпину. Петр Аркадьевич, и сам участник акций по «уменьшению пьянства», «благотворно влияющих на народ», признававший заслуги в отрезвлении нации «фанатичного проповедника трезвости » депутата Челышова, разрешение дал. Первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством состоялся в Петербурге 28 декабря 1909 – 6 января 1910 гг., собрав видных представителей науки, практиков, общественных деятелей и небольшую группу духовенства (в числе депутатов съезда был и французский челябинец Александр Бейвель, и настоятель челябинской Александро-Невской церкви священник Михаил Пеньковский). Так что, как ни крути, а глава правительства явился своего рода «крёстным отцом» антиалкогольного съезда! И, если следовать логике челябинских краеведов, поспособствовал становлению движения трезвенности в Челябинске.

Правда, «наше» общество трезвости было создано почти через двадцать лет после саратовского, но лучше «завязать» поздно, чем никогда. Александру Бейвелю не удалось учредить гражданского – городского общества. Челябинские «трезвенники», как и остальные существовавшие в Оренбургской губернии (куда входил и Челябинск) общества, были церковного происхождения. Инициатива исходила от того самого депутата- священника Пеньковского, предложившего 2 сентября 1912 года в честь святого Иоанна Предтечи создать Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости. Благодаря страстным проповедям о. Михаила о вреде пьянства и пользе трезвости в общество вовлекалось все больше членов. Работе стала помогать городская Дума, общество росло, и даже становилось популярным. На момент организации общество насчитывало 23 человек, а уже к январю 1914 года – 243 человека. Члены общества давали обет в течение определенного времени не употреблять спиртных напитков. Не реже 2-х раз в месяц созывались общие собрания, много говорилось и читалось о пользе трезвости. Деятельность общества выразилась в проповеди с церковного амвона о вреде пьянства, в раздаче устава Общества, иконок, листовок, брошюр против пьянства всем вступающим по отдельности, в расклейке картин против пьянства по папертям городских и ближайших поселковых храмов, лекционной работе. В уже построенном к тому времени Народном доме организовывались «народные чтения с туманными картинами» (диапозитивами) о вреде пьянства. Собрания общества проходили, как правило, в Александро-Невской церкви. И первый праздник трезвости 29 августа 1913 года в Челябинске сопровождался литургией в этом храме, после чего на ярмарочной площади у церкви состоялся крестный ход и молебен Св. Иоанну Крестителю. Впрочем, в тот день во всех храмах города прошли торжественные богослужения, читались проповеди о борьбе с алкоголизмом.

Вот написала и подумала – в какой раз, – а при чем здесь Столыпин. Ну, в Ковно и Саратове, да и в городе на Неве можно поставить монумент – премьер за чашкой чая работает над документами. А в Челябинске-то если возводить – нужно ему в компанию присовокупить и батюшку Михаила, и доктора Бейвеля, соображающих, так сказать, «чай на троих». И поставить, точнее, «посадить» за стол эту троицу трезвенников на бывшей ярмарочной площади, или рядышком с лапотником, что читает у входа в местный ЗакС толстый свод законов. А то ведь наши законотворцы, после торжественных возлияний выползают из своих присутственных дверей – одна срамота – на бровях, наклюкавшись не меньше тех самых дворников после субботника. А тут у них пример положительный будет: выйдут «с белыми слонами» из родного учреждения, а на пороге бронзовые трезвые, как стеклышко, Столыпин со товарищи смотрят с укором.

Хотя, почему Столыпин?! Может, Льва Толстого за пропаганду вотрезвления нации увековечить?! Вдвоем со Столыпиным их ставить не резон – старец премьера не жаловал: постоянно критиковал и даже называл «жалким человечишкой». Да и Петр Аркадьевич классика недолюбливал: был поклонником другого Толстого – Алексея Константиновича, ну, того: «колокольчики мои, цветики степные» или «Послушайте, ребята/Что вам расскажет дед/Земля наша богата/Порядка в ней лишь нет».

Впрочем, оставим вопрос о памятниках. А вот вопрос о празднике трезвости как общегородском мероприятии, неплохо бы вынести на местный референдум. И параллельно обязать всех местных властителей давать обет трезвости, хотя бы на время исполнения должностных обязанностей.

А то ведь после Бейвеля мэр-трезвенник у нас появился лишь спустя век и то один – «как в году весна»– Вячеслав Тарасов, прославившийся своим автографом на банкетных салфеточках – личной, так сказать, антиалкогольной агитацией: «Пейте, но в меру. Мэр».

Челябинск, Екатерина Истрицкая

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Авторская колонка, Здоровье, Общество, Политика, Россия,